Что такое омонимы — определение и примеры слов с несколькими значениями. Омоним пироги


Словарь омонимов

наездом наезд (с), наездом (н)
наезжая наезжать (г), наезжий (п)
наем наем (с), наесть (г)
наживнаживу нажива (с), нажить (г)
наживинаживите наживить (г), нажить (г)
наивно наивно (н), наивный (п)
наигранно наигранно (н), наигранный (п)
наймите наймит (с), нанять (г)
найму наем (с), нанять (г)
накатом накат (с), накатом (н)
накипи накипеть (г), накипь (с)
накладнаянакладнойнакладноюнакладнуюнакладныенакладнымнакладныминакладных накладная (с), накладной (п), накладный (п)
накладнеенакладногонакладноенакладномнакладному накладной (п), накладный (п)
накладно накладно (предик), накладный (п)
накрою накроить (г), накрыть (г)
налажусь наладиться (г), налазиться (г)
налетом налет (с), налетом (н)
налив налив (с), налить (г)
налитаяналитогоналитоеналитойналитомналитомуналитуюналитыеналитымналитыминалитых налитой (п), налить (г)
намели намелить (г), намести (г), намолоть (г)
намелитенамелю намелить (г), намолоть (г)
намерен намерен (п), намеренный (п), намерить (г)
намеренанамеренонамерены намерен (п), намерить (г)
намеренно намеренно (н), намеренный (п)
наметите намести (г), наметить (г)
намету намести (г), намет (с)
намечу наметать (г), наметить (г)
намолов намол (с), намолоть (г)
намолотнамолотанамолотомнамолоты намолот (с), намолоть (г)
намучу намутить (г), намучить (г)
намыв намыв (с), намыть (г)
напев напев (с), напеть (г)
напевно напевно (н), напевный (п)
напили напилить (г), напить (г)
наплывнаплыву наплыв (с), наплыть (г)
напоемнапой напеть (г), напой (с)
напои напоить (г), напой (с)
напоров напор (с), напороть (г)
напою напеть (г), напоить (г), напой (с)
напрасно напрасно (н), напрасный (п)
напрячь напрятать (г), напрячь (г)
напыщенно напыщенно (н), напыщенный (п)
нарастинарастите нарасти (г), нарастить (г)
нарвалнарвала нарвал (с), нарвать (г)
наркотикнаркотиканаркотикамнаркотикаминаркотикахнаркотикенаркотикинаркотику наркотик (с), наркотика (с)
нарочито нарочито (н), нарочитый (п)
нарыв нарыв (с), нарыть (г)
наряду наряд (с), наряду (н)
насели населить (г), насесть (г)
наскоком наскок (с), наскоком (н)
насосу насос (с), насосать (г)
настоинастою настой (с), настоять (г)
настригнастригинастригу настриг (с), настричь (г)
настройнастрою настроить (г), настрой (с)
настырно настырно (н), настырный (п)
насущно насущно (н), насущный (п)
насыпь насыпать (г), насыпь (с)
насыпью насыпь (с), насыпью (н)
насыщенно насыщенно (н), насыщенный (п)
натекнатекинатеку натек (с), натечь (г)
натешитенатешу натесать (г), натешить (г)
натру натереть (г), натр (с)
натужно натужно (н), натужный (п)
натурально натурально (вводн, н), натуральный (п)
натянуто натянуто (н), натянутый (п), натянуть (г)
научен научить (г), научный (п)
научно научно (н), научный (п)
нахально нахально (н), нахальный (п)
нахрапом нахрап (с), нахрапом (н)
началначаланачало начало (с), начать (г)
нашли найти (г), наслать (г)
небогато небогато (н), небогатый (п)
небрежно небрежно (н), небрежный (п)
неброско неброский (п), неброско (н)
неважно неважно (н), неважный (п)
неверно неверно (н), неверный (п)
невесело невесело (н), невеселый (п)
невзрачно невзрачно (н), невзрачный (п)
невиданно невиданно (н), невиданный (п)
невинно невинно (н), невинный (п)
невкусно невкусно (н), невкусный (п)
невместно невместно (предик), невместный (п)
невнятно невнятно (н), невнятный (п)
неволей неволей (н), неволя (с)
невольневолюневоля неволить (г), неволя (с)
невольно невольно (н), невольный (п)
невредно невредно (н), невредный (п)
невыгодно невыгодно (н), невыгодный (п)
невысоко невысокий (п), невысоко (н)
негативно негативно (н), негативный (п)
неглубоко неглубокий (п), неглубоко (н)
неглупо неглупо (н), неглупый (п)
негромко негромкий (п), негромко (н)
недвижно недвижно (н), недвижный (п)
недобро недобро (н), недобрый (п)
недолей недолить (г), недоля (с)
недолив недолив (с), недолить (г)
недопекнедопекинедопеку недопек (с), недопечь (г)
недружно недружно (н), недружный (п)
недурно недурно (н), недурной (п)
нежарко нежаркий (п), нежарко (н)
нежданно нежданно (н), нежданный (п)
нежно нежно (н), нежный (п)
незаконно незаконно (н), незаконный (п)
незаметно незаметно (н), незаметный (п)
незримо незримо (н), незримый (п)
незыблемо незыблемо (н), незыблемый (п)
неизбывно неизбывно (н), неизбывный (п)
неизменно неизменно (н), неизменный (п)
неизящно неизящно (н), неизящный (п)
неискусно неискусно (н), неискусный (п)
неистинно неистинно (н), неистинный (п)
неказисто неказисто (н), неказистый (п)
некрепко некрепкий (п), некрепко (н)
неладно неладно (н), неладный (п)
нелегко нелегкий (п), нелегко (н)
нелепо нелепо (н), нелепый (п)
нелестно нелестно (н), нелестный (п)
неловко неловкий (п), неловко (н)
нелогично нелогично (н), нелогичный (п)
нелюбезно нелюбезно (н), нелюбезный (п)
нелюдимнелюдиманелюдимомнелюдимы нелюдим (с), нелюдимый (п)
немало немало (н, числ), немалый (п)
немирно немирно (н), немирный (п)
немо немо (н), немой (п)
немодно немодно (н), немодный (п)
немолчно немолчно (н), немолчный (п)
немощно немощно (н), немощный (п)
немудрено немудрено (н), немудреный (п)
ненадежно ненадежно (н), ненадежный (п)
ненастно ненастно (предик), ненастный (п)
ненасытно ненасытно (н), ненасытный (п)
ненаучно ненаучно (н), ненаучный (п)
необъятно необъятно (н), необъятный (п)
необычно необычно (н), необычный (п)
неопасно неопасно (н), неопасный (п)
неопрятно неопрятно (н), неопрятный (п)
неотвязно неотвязно (н), неотвязный (п)
неотлучно неотлучно (н), неотлучный (п)
неотрывно неотрывно (н), неотрывный (п)
неохватно неохватно (н), неохватный (п)
неощутимо неощутимо (н), неощутимый (п)
непечатно непечатно (н), непечатный (п)
неплотно неплотно (н), неплотный (п)
непонятно непонятно (н), непонятный (п)
непорочно непорочно (н), непорочный (п)
неприятно неприятно (н), неприятный (п)
непросто непросто (н), непростой (п)
непрочно непрочно (н), непрочный (п)
неразумно неразумно (н), неразумный (п)
нервно нервно (н), нервный (п)
нереально нереально (н), нереальный (п)
несвязно несвязно (н), несвязный (п)
нескладно нескладно (н), нескладный (п)
нескоро нескоро (н), нескорый (п)
нескромно нескромно (н), нескромный (п)
несложно несложно (н), несложный (п)
несмело несмело (н), несмелый (п)
несметно несметно (н), несметный (п)
несносно несносно (н), несносный (п)
несомненно несомненно (вводн, н), несомненный (п)
неспешно неспешно (н), неспешный (п)
неспоро неспоро (н), неспорый (п)
нестойко нестойкий (п), нестойко (н)
нестрашно нестрашно (н), нестрашный (п)
нестройно нестройно (н), нестройный (п)
несуразно несуразно (н), несуразный (п)
несчетно несчетно (н), несчетный (п)
несыто несыто (н), несытый (п)
нетвердо нетвердо (н), нетвердый (п)
неточно неточно (н), неточный (п)
нетрудно нетрудно (н), нетрудный (п)
неудачно неудачно (н), неудачный (п)
неудобно неудобно (н), неудобный (п)
неуемно неуемно (н), неуемный (п)
неуклонно неуклонно (н), неуклонный (п)
неумело неумело (н), неумелый (п)
неуместно неуместно (н), неуместный (п)
неумно неумно (н), неумный (п)
неумолчно неумолчно (н), неумолчный (п)
неурочно неурочно (н), неурочный (п)
неуспешно неуспешно (н), неуспешный (п)
неустанно неустанно (н), неустанный (п)
неусыпно неусыпно (н), неусыпный (п)
неутешно неутешно (н), неутешный (п)
неуютно неуютно (н), неуютный (п)
нехитро нехитро (н), нехитрый (п)
нечасто нечасто (н), нечастый (п)
нечаянно нечаянно (н), нечаянный (п)
нечестно нечестно (н), нечестный (п)
нечетко нечеткий (п), нечетко (н)
нечисто нечисто (н), нечистый (п)
нечистоты нечистота (с), нечистоты (с)
нечутко нечуткий (п), нечутко (н)
нешироко неширокий (п), нешироко (н)
нешуточно нешуточно (н), нешуточный (п)
неявно неявно (н), неявный (п)
неярко неяркий (п), неярко (н)
неясно неясно (н), неясный (п)
ниже ниже (н, предл, союз), низкий (п)
низканизкинизок низка (с), низкий (п), низок (с)
низкамнизкаминизкахнизкенизку низка (с), низок (с)
низко низкий (п), низко (н)
низкойнизкою низка (с), низкий (п)
низком низкий (п), низок (с)
низменно низменно (н), низменный (п)
низом низ (с), низом (н)
никудышно никудышно (н), никудышный (п)
ничтожно ничтожно (н), ничтожный (п)
нищая нищать (г), нищий (п)
новей новеть (г), новый (п), новь (с)
ножищножищаножищамножищаминожищахножищеножищу ножища (с), ножище (с)
номноманомамномаминомахноменомуномы ном (с), нома (с)
нормально нормально (н), нормальный (п)
норовисто норовисто (н), норовистый (п)
носканосок носка (с), ноский (п), носок (с)
носкамноскаминосках носка (с), носки (с), носок (с)
носкеноску носка (с), носок (с)
носки носка (с), носки (с), ноский (п), носок (с)
носков носки (с), носок (с)
носкойноскою носка (с), ноский (п)
носком ноский (п), носок (с)
ночью ночь (с), ночью (н)
ношу носить (г), ноша (с)
нудно нудно (н), нудный (п)
нужно нужно (предик), нужный (п)
нюнейнюнинюнямнюняминюнях нюни (с), нюня (с)
нюнюнюня нюнить (г), нюня (с)

erusds.ru

виды, словарь омонимов русского языка, примеры предложений с омонимами для детей, определение функциональных и лексических омонимов

Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.

Название таким словам — омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.

Что такое омонимы и какими они бывают

«Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании

Например:

  1. Слово «наряд». Одновременно может означать и вид одежды, и солдатский наряд.
  2. «Лук» также считается омонимом. В одном смысле это растение, в ином – оружие.
  3. Слово «лавка». Одно из значений слова «лавка» — это торговая лавка, а второе – это обычная лавка, установленная в парке, на которой сидят люди.

В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» — это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.

В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» — это омоним.

Виды омонимов — омофоны, омографы, омоформы

Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.

Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» — некое здание, а «замОк» — прибор, запирающий дверь.

Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» — элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» — музыкальный инструмент.

Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании — различны.

Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.

Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.

Омонимы — примеры слов

Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.

Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.

Словарь омонимов русского языка

Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.

В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.

Что помогает различать слова омонимы

Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?

Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.

Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.

Грамматические омонимы

Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».

Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.

Функциональные омонимы

Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.

Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и наречием, и сравнительной частицей, и прилагательным.

«Точно подметить» — наречие. «Точно ураган пролетел» — это сравнительная частица. «Определение точно» — это прилагательное.

Лексические омонимы

Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.

Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.

Морфологические омонимы

Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.

Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.

Примеры:

  • «Илья растопил печь, чтобы бабушка могла сделать пирожки», тут слово «печь» является существительным;
  • «Бабушка собралась печь пирожки с мясом и луком», в этом предложении слово «печь» — глагол.

Омонимичные окончания

Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.

В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.

Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.

Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.

Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.

1001student.ru

Омонимы (омофоны, омоформы, омографы)

Урок 50. Омонимы

Цели урока:

- сформировать понятие об омонимах;

- познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;

- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;

- формировать культуру общения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте и нашим гостям. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания

Упражнение 194

2) Словарный диктант (под темой стр 90)

Ключ, рукав (у реки; у одежды), охота (когда очень хочется чего-то; на животных), дробь (барабанная; математическая), дисциплина (воспитание; школьный предмет), коса.

III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

- Разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Группа слов, которые обозначают сходные, но не одинаковые значения признаки действия

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Слова, имеющие несколько значений

- Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Добро пожаловать в царство ОМОНИМОВ!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?

- Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи.

IV. Работа над темой урока

1) Проблемная ситуация

- Давайте вернемся к словарному диктанту Посмотрите на слова которые я вам продиктовала Что вы можете о них сказать- Так что такое омонимы?

Сравним с определение учебника на стр 90

2) Упражнение 199 (устно)

3) Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме (бал — балл)

Омоформы - слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих – стихотворение; ветер стих; стекла – стекло в Р. п.; глагол - вода стекла).

Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (му́ка — мука́).

4) Определите вид омонимии, составьте предложения.

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

5) Отгадай омоним! Весёлые загадки.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!Заплести меня не худо.На лугу с шипеньем острымУправляюсь с сенокосом.В воду я вдаюсь полоской –Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударенияЗависит два моих значения;Захочешь – превращусь в названиеБлестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растениеС цветком различного цвета,Но переставьте ударение,И превращаюсь я в конфету. (ирис)

6) Страница 92 «Т» (омонимы в словаре)

V. Подведение итогов

Мы слова из русской речи,Из родного языка!Одинаково нас пишут,Одинаково нас слышат.Но важна не только внешность,Потому не торопись,Не всегда нужна поспешность,Ты до смысла доберись.Наподобие начинки,Смысл запрятан в серединке,Сходным лицам вопрекиМы по смыслу – далеки.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

VI. Домашнее задание

П. 26, у. 199

multiurok.ru

Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы - РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС - конспекты уроков - конспекти уроків російська мова - План уроку - Конспект уроку - Плани уроків

УРОК № 31

Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы

 

Цель: дать учащимся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения омонимов, паронимов; отличают омонимы от многозначных слов, от паронимов; пользуются словарём омонимов, толковым словарём.

Оборудование: учебник, словарь омонимов, толковый словарь, схема «Омонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Прослушайте текст. Определите значение слов, звучащих одинаково.

Я хочу боксёром стать,

только как мне лень прогнать?

Мой боксёр отважен, смел —

всех овчарок одолел.

Стали мы тренироваться.

Нет, за ним мне не угнаться.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Подберите к данным словам: I вариант — синонимы; II вариант — антонимы.

Жара, смелый, аккуратный, проснуться.

Для справок: храбрый, жарище, заснуть, зной, неряшливый, очнуться, пробудиться, холод, чистоплотный, трусливый.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 143.

-  Работа со схемой.

См. с. 104.

 

 

-  Тренировочные упражнения.

1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?

2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.

Потолок — потолок, май — май, скосил — скосил.

-  Слово учителя.

В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.

В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.

Например:

Лайка1 — название породы охотничьих промысловых собак.

Лайка2 — сорт мягкой кожи.

Фаланга1 — ряд, шеренга.

Фаланга2 — каждая из трёх косточек пальца.

Фаланга3 — ядовитое животное отряда членистоногих.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Лингвистическая минутка.

Отгадать загадки, объяснить значения омонимов. Записать самостоятельно составленные словарные статьи.

Летом все разровняет,

а зимой с коньками приглашает.

Ответ: каток.

 

Тяжести на стройке поднимает,

в доме газ и воду охраняет.

Ответ: кран.

 

От дождя прикроет, спрячет.

Дождь пройдёт — как шар маячит.

Ответ: дождевик.

-  Проблемное задание.

Определите, какие из выделенных слов являются омонимами, а какие — многозначными словами? Объясните свой выбор.

Печь ещё не остыла.— Мама начала печь пироги к завтрашнему празднику. «Я лечу зверей»,— сказал Айболит.— «Я лечу сегодня в Киев»,— сказал брат. На чердаке что-то загорелось.— «Загорелось тебе ехать сегодня»,— покачала головой бабушка. Кнопка на куртке была оторвана. Кнопка звонка была испорчена.

I вариант

Запишите предложения с омонимами.

II вариант

Запишите предложения с многозначными словами.

Запомни!

Паронимы — близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении слова.

-  Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.

Если человек мало знает, о нём говорят: «...!» А если человек груб, невежлив, его называют ... (невежа, невежда). Гол можно забить ..., а отношение к работе должно быть ... (ответный, ответственный). Всех нас радовала ... канарейка. С помощью ... связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 28, 29.

2. Выполнить упражнение: [1] 325; [2] 80.

-  Вопрос учащимся.

— Как различить омонимы и многозначные слова?

www.subject.com.ua

Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классе

Разделы: Русский язык

Цели:

1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов.

2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.

Опорные знания и умения:

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.

Оборудование: Словари:

1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,

2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,

3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.

Раздаточный материал: перфокарты.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Поздравить учащихся с началом зимы.

3. Объявление целей урока.

II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке

1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы

1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)

2. Кто составил предложение с этим словом?

(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).

3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.

5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)

Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

IV. Закрепление

1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.

а) Ячмень – хлебный злак.

(Это поле засеяно ячменем.)

б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.

(У меня выскочил ячмень.)

в) Очки – единица счета при игре.

(Мы набрали на три очка больше.)

г) Очки - оптический прибор.

(Ему в очках лучше.)

д) Кран – водопроводный кран.

(Не забудьте закрыть кран.)

е) Кран – подъемный кран.

(Мой папа работает на кране.)

2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).

а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.

(Животное).

б) Жареные лисички вкусны.

(Грибы).

в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

(Лунный свет).

г) Я по свету немало хаживал.

(Земной шар, по миру хаживал).

д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.

(Земной шар).

е) Мир победит войну.

(Спокойствие, отсутствие войны).

3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)

а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?

(Ключ).

б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?

(Шашки).

в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

(Журавль).

г) Каким ключом замок не откроешь?

(Родником).

4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.

Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.

Ключ – бьющий из земли источник, родник.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.

(Жизнь бьет ключом.)

V. Обобщение. Итог урока

  1. Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание. (Объяснить).

Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.

Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.

Рисунки

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Омонимы

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Познакомить с понятием  «омонимы» и различием между омонимами и многозначными словами.
  • Формировать навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи.
  • Выработка правильной каллиграфии и орфографической зоркости.
  • Привитие  любви к родному языку.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания по вопросам

1) – Как происходит перенос значений слов в языке? – Как обозначаются слова в переносном значении в толковом словаре? – Для чего используют метафоры поэты и писатели? (Чтобы создать более живую, образную картину).

2) Языковая разминка.

На доске слова: съесть, лопнуть, треснуть, раскалываться. – Составьте с двумя из них (по вариантам) предложения, в которых бы каждое слово употреблялось в прямом и переносном значении. – Какой стиль речи вы используете, составляя предложения с переносным значением этих слов?

3) Работа по теме урока.

Планета Лексика нас продолжает удивлять. Стихотворение так и называется «Удивительные вещи».

Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула. Но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», – говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре?

– Что удивительного в том, что стул не играет,  часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? – С каким явлением вы встретились?

Запись в тетрадях:

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Вот и солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.

– Найдите в них метафоры.

III. Работа над новым материалом

Лексика – очень богатая страна. В ней очень много одинаковых слов, и мы с трудом разбираемся в их истинных лексических значениях. Заглянем в одно племя, они себя называют двойниками, это значит – одинаковыми. – Послушайте стихотворение Лившица.

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ, Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну, Если ключ я не найду, Как  домой я попаду?

– Сколько предметов определяет здесь слово «ключ»? – Одинаково ли пишутся они? – Какой частью речи являются?

Работа по учебнику.

Чтение правила на стр.142

Упр. 344 –  устно Упр. 346.

И ещё одно задание.

Вода стекла – ваза из стекла Косить косой – косой взгляд Пчелиный рой – рой землю Жаркая печь – печь пироги

– Что надо  помнить при определении? Омонимы – слова  одной и той же части речи. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами. А есть ещё омофоны, которые доставляют много неприятностей, звучат одинаково, а пишутся по-разному: гриб – грипп.

Запомните самые трудные слова вышел, вышил, палить – полить, сторожил – старожил, съезд – съест, сидеть – седеть. Составьте с ними предложения.

IV. Итог:

– Какие слова называются омонимами?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Омонимия слов разных частей речи (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

 

Ты белых лебедей кормила,Откинув тяжесть черных кос…Я рядом плыл; сошлись кормила;Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…Не знаю, чья была вина…Закат замлел за дымкой пара,Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,Лишь ты паришь, свой свет струя…Меж тем в реке – из сизой сталиВлачится за струей струя.

 

                                                              В.Я.Брюсов

 

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?

 

В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

 

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

 

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

 

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

 

1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув (в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться (в)низ становилось опасно.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

 

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

 

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

 

1) Посмотреть [н^в’эрх] - положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] - идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. - [та?гжэ], как и час назад, шел снег.

 

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

 

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

 

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

 

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

 

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

 

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

 

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

 

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

 

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

 

 

Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"

 

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

 

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

 

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

 

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

 

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

 

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

 

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие. 2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

 

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

 

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

 

                                                                                    Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru