Что такое омонимы — определение и примеры слов с несколькими значениями. Омонимы пироги


Словарь омонимов

вейвейте веять (г), вить (г)
веквекамвекамивеках век (с), веки (с), веко (с)
векавекевекомвеку век (с), веко (с)
веки веки (с), веко (с)
вековечно вековечно (н), вековечный (п)
велемудро велемудро (н), велемудрый (п)
вели велеть (г), вести (г)
великвеликавеликивелико большой (п), великий (п)
величав величавый (п), величать (г)
вернее вернее (вводн, сравн), верный (п)
верно верно (вводн, н), верный (п)
вероятно вероятно (вводн, н), вероятный (п)
вертелвертела вертел (с), вертеть (г)
вертко верткий (п), вертко (н)
верхами верх (с), верхами (н)
верхом верх (с), верхом (н)
вершавершивершу верша (с), вершить (г)
вершкамвершкамивершкахвершкивершков вершки (с), вершок (с)
весамвесамивесахвесоввесы вес (с), весы (с)
весел веселый (п), весло (с)
веселей веселеть (г), веселый (п)
весело весело (н), веселый (п)
веско веский (п), веско (н)
весной весна (с), весной (н)
весною весна (с), весною (н)
весом вес (с), весомый (п)
весомо весомо (н), весомый (п)
вести вести (г), весть (с)
вестимо вестимо (вводн), вестимый (п)
весь весить (г), весь (мс, с)
ветреней ветренеть (г), ветреный (п)
ветрено ветрено (н), ветреный (п)
ветряно ветряно (н), ветряный (п)
вечере вечер (с), вечеря (с)
вечеркавечеркамвечеркамивечеркахвечеркевечеркивечеркувечерок вечерка (с), вечерок (с)
вечерком вечерком (н), вечерок (с)
вечерневечернейвечернеювечернивечерня вечерний (п), вечерня (с)
вечером вечер (с), вечером (н)
вечно вечно (н), вечный (п)
вещая вещать (г), вещий (п)
вещейвещи вещий (п), вещь (с)
вещно вещно (н), вещный (п)
взаимно взаимно (н), взаимный (п)
взвейвзвейте взвеять (г), взвить (г)
взвесь взвесить (г), взвесь (с)
взвожу взводить (г), взвозить (г)
взволоквзволокивзволоку взволок (с), взволочь (г)
вздорно вздорно (н), вздорный (п)
взмету взмести (г), взмет (с)
взрастивзрастите взрасти (г), взрастить (г)
взрослей взрослеть (г), взрослый (п)
взрыв взрыв (с), взрыть (г)
взрывчато взрывчато (н), взрывчатый (п)
взяткавзяткамвзяткамивзяткахвзяткевзяткивзяткувзяток взятка (с), взяток (с)
виден видеть (г), видный (п)
видим видеть (г), видимый (п)
видимо видеть (г), видимо (вводн, н), видимый (п)
видно видно (вводн, предк), видный (п)
визуально визуально (н), визуальный (п)
вил вилы (с), вить (г)
вилкавилкамвилкамивилкахвилкевилкивилкувилок вилка (с), вилок (с)
винвинавинамвинамивинахвиневину вина (с), вино (с)
вини вини (с), винить (г)
винилвинила винил (с), винить (г)
виновато виновато (н), виноватый (п)
вирвирамвирамивирахвиревирувиры вир (с), вира (с)
виртуозно виртуозно (н), виртуозный (п)
вис вис (с), виснуть (г)
витая витать (г), витой (п), вить (г)
вихре вихор (с), вихрь (с)
включая включать (г), включая (предл)
вкусно вкусно (н), вкусный (п)
влажней влажнеть (г), влажный (п)
влажно влажно (н), влажный (п)
властно властно (н), властный (п)
вмести вмести (г), вместить (г)
внеурочно внеурочно (н), внеурочный (п)
внешне внешне (н), внешний (п)
внештатно внештатно (н), внештатный (п)
внуквнукавнукамвнукамивнукахвнукевнукивнуку внук (с), внука (с)
внучатвнучата внучата (с), внучатый (п), внучонок (с)
внучек внучек (с), внучка (с)
внучкавнучкамвнучкамивнучкахвнучкевнучкивнучку внучек (с), внучка (с), внучок (с)
внятно внятно (н), внятный (п)
водводаводамводамиводахводеводуводы вод (с), вода (с)
воемвойвоювоя вой (с), выть (г)
вожу водить (г), возить (г)
вожусь водиться (г), возиться (г)
возбудим возбудимый (п), возбудить (г)
возвести возвести (г), возвестить (г)
возвратно возвратно (н), возвратный (п)
воздушно воздушно (н), воздушный (п)
возкавозкамвозкамивозкахвозкевозкивозкувозок возка (с), возок (с)
возможно возможно (вводн, н, предк), возможный (п)
возрастивозрастите возрасти (г), возрастить (г)
возрасту возраст (с), возрасти (г)
войте войт (с), выть (г)
воле вол (с), воля (с)
волокволокиволоку волок (с), волочь (г)
волоките волокита (с), волочь (г)
волокитно волокитно (н), волокитный (п)
волоком волок (с), волоком (н)
волчком волчком (н), волчок (с)
вольготно вольготно (н), вольготный (п)
вольно вольно (предик, н), вольный (п)
вольтувольты вольт (с), вольта (с)
воображалвоображала воображала (с), воображать (г)
воплю вопить (г), вопль (с)
воровато воровато (н), вороватый (п)
воронворонаворонамворонамиворонахвороневоронувороны ворон (с), ворона (с)
воронкаворонкамворонкамиворонкахворонкеворонкиворонку воронка (с), воронко (с)
воронов ворон (с), воронов (п)
воронойвороною ворона (с), вороной (п)
вороном ворон (с), вороной (п)
вороньевороньемвороньюворонья вороний (п), воронье (с)
воронят вороненок (с), воронить (г)
воротворотаворотамворотамиворотах ворот (с), ворота (с)
воротилворотила воротила (с), воротить (г)
востро востро (н), вострый (п)
вошью вошь (с), вшить (г)
вплавь вплавить (г), вплавь (н)
врали враль (с), врать (г)
вредно вредно (н), вредный (п)
врежу вредить (г), врезать (г)
временами временами (н), время (с)
времени временить (г), время (с)
временно временно (н), временный (п)
врубкаврубкамврубкамиврубкахврубкеврубкиврубкуврубок врубка (с), врубок (с)
все весь (мс), все (мс)
всего весь (мс), все (мс), всего (н, част)
вселеннаявселеннойвселеннуювселенныевселеннымвселеннымивселенных вселенная (с), вселить (г)
всемерно всемерно (н), всемерный (п)
всемирно всемирно (н), всемирный (п)
всечасно всечасно (н), всечасный (п)
вскачу вскакать (г), вскатить (г)
встречу встретить (г), встреча (с)
вторично вторично (н), вторичный (п)
второй втора (с), второй (числ)
вульгарно вульгарно (н), вульгарный (п)
вшей вошь (с), вша (с), вшить (г)
вшив вшивый (п), вшить (г)
вшивая вшивать (г), вшивый (п)
вшивей вшиветь (г), вшивый (п)
вшивкавшивкамвшивкамившивкахвшивкевшивкившивкувшивок вшивка (с), вшивок (с)
выборамвыборамивыборахвыбороввыборы выбор (с), выборы (с)
вывейвывейте вывеять (г), вывить (г)
выводкавыводкамвыводкамивыводкахвыводкевыводкивыводкувыводок выводка (с), выводок (с)
вывожу выводить (г), вывозить (г)
вывожусь выводиться (г), вывозить (г), вывозиться (г)
выгодно выгодно (н), выгодный (п)
выжигвыжигавыжигамвыжигамивыжигахвыжигевыжигивыжигу выжиг (с), выжига (с)
вызнаемвызнаетвызнаетевызнаешьвызнаювызнают вызнавать (г), вызнать (г)
вызову вызвать (г), вызов (с)
выигрышно выигрышно (н), выигрышный (п)
выкали выкалить (г), выкать (г)
выкормкамвыкормкахвыкормкевыкормкувыкормок выкормка (с), выкормок (с)
выкрою выкроить (г), выкрыть (г)
вылечу вылететь (г), вылечить (г)
вымелись вымелиться (г), выместись (г), вымолоться (г)
вымелитевымелю вымелить (г), вымолоть (г)
вымелитесьвымелюсь вымелиться (г), вымолоться (г)
выместись выместись (г), выместиться (г)
выметите вымести (г), выметить (г)
вымечу выметать (г), выметить (г)
выморочно выморочно (н), выморочный (п)
вымылись вымылиться (г), вымыться (г)
выпаду выпад (с), выпасть (г)
выпасвыпасу выпас (с), выпасти (г)
выпейвыпью выпить (г), выпь (с)
выплавкамвыплавкахвыплавкевыплавкувыплавок выплавка (с), выплавок (с)
выплачу выплакать (г), выплатить (г)
выполним выполнимый (п), выполнить (г)
выпоркамвыпоркахвыпоркевыпоркувыпорок выпорка (с), выпорок (с)
выпою выпеть (г), выпоить (г)
выпряжен выпрясть (г), выпрячь (г)
выпукло выпукло (н), выпуклый (п)
вырастите вырасти (г), вырастить (г)
выроюсь выроиться (г), вырыться (г)
вырубкамвырубкахвырубкевырубкувырубок вырубка (с), вырубок (с)
высадкамвысадкахвысадкевысадкувысадок высадка (с), высадок (с)
высей высеять (г), высь (с)
высоко высокий (п), высоко (н)
высоченнаявысоченноговысоченноевысоченнойвысоченномвысоченномувысоченнуювысоченныевысоченныйвысоченнымвысоченных высоченный (п), высочить (г)
вытиснисьвытиснитесь вытисниться (г), вытиснуться (г)
вытисните вытиснить (г), вытиснуть (г)
вытью выть (с), вытье (с)
вытянуто вытянуто (н), вытянутый (п), вытянуть (г)
выхухолью выхухолий (п), выхухоль (с)
вычурно вычурно (н), вычурный (п)
вышибал вышибала (с), вышибать (г)
вышли выйти (г), выслать (г)
вяз вяз (с), вязнуть (г)
вязко вязкий (п), вязко (н)
вязкойвязкоювязок вязка (с), вязкий (п)
вял вялый (п), вянуть (г)
вяло вяло (н), вялый (п), вянуть (г)

erusds.ru

Омонимы

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Познакомить с понятием  «омонимы» и различием между омонимами и многозначными словами.
  • Формировать навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи.
  • Выработка правильной каллиграфии и орфографической зоркости.
  • Привитие  любви к родному языку.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания по вопросам

1) – Как происходит перенос значений слов в языке? – Как обозначаются слова в переносном значении в толковом словаре? – Для чего используют метафоры поэты и писатели? (Чтобы создать более живую, образную картину).

2) Языковая разминка.

На доске слова: съесть, лопнуть, треснуть, раскалываться. – Составьте с двумя из них (по вариантам) предложения, в которых бы каждое слово употреблялось в прямом и переносном значении. – Какой стиль речи вы используете, составляя предложения с переносным значением этих слов?

3) Работа по теме урока.

Планета Лексика нас продолжает удивлять. Стихотворение так и называется «Удивительные вещи».

Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула. Но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», – говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре?

– Что удивительного в том, что стул не играет,  часы никого не обижают, а слона не пускают в оркестр? – С каким явлением вы встретились?

Запись в тетрадях:

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Вот и солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.

– Найдите в них метафоры.

III. Работа над новым материалом

Лексика – очень богатая страна. В ней очень много одинаковых слов, и мы с трудом разбираемся в их истинных лексических значениях. Заглянем в одно племя, они себя называют двойниками, это значит – одинаковыми. – Послушайте стихотворение Лившица.

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ, Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну, Если ключ я не найду, Как  домой я попаду?

– Сколько предметов определяет здесь слово «ключ»? – Одинаково ли пишутся они? – Какой частью речи являются?

Работа по учебнику.

Чтение правила на стр.142

Упр. 344 –  устно Упр. 346.

И ещё одно задание.

Вода стекла – ваза из стекла Косить косой – косой взгляд Пчелиный рой – рой землю Жаркая печь – печь пироги

– Что надо  помнить при определении? Омонимы – слова  одной и той же части речи. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами. А есть ещё омофоны, которые доставляют много неприятностей, звучат одинаково, а пишутся по-разному: гриб – грипп.

Запомните самые трудные слова вышел, вышил, палить – полить, сторожил – старожил, съезд – съест, сидеть – седеть. Составьте с ними предложения.

IV. Итог:

– Какие слова называются омонимами?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Слова-омонимы в русском языке, примеры и значение, как применять омонимы в речи

Значение омонимовТакие одинаковые и такие разные – так можно сказать об омонимах. В этой статье мы рассмотрим для чего нужны омонимы в русском языке, как их использовать в письме и речи.

Омоним – это лексическая составляющая в русском языке, которая отличается особенностью: пишется одинаково (или близко), а значение имеет разное. Слово имеет греческое происхождение: homos – одинаковый, on ym a – имя.

Эти слова важны, они украшают русский язык, делая его более интересным и насыщенным. Например, одно и то же слово “брак” имеет два значения. Первое: некачественная работа (изделие). Второе: союз двух людей, заверенный государством. Странное совпадение, не находите? Но статья не об этом.

Об омонимах с примерами

Паспорт омонимовНа самом деле омонимы очень просты для понимания. Их часто используют в речи и письме даже не задумываясь. Одно и то же слово может иметь несколько значений. Однако это не ново, подобное встречается и в других языках.

Имена существительные наиболее часто выступают в роли омонимов, но встречаются среди них также глаголы и прилагательные.

Иногда слова меняют ударение, а в некоторых случаях – написание отдельных знаков. Рассмотрим ниже омонимы (примеры будут через запятую):

  • Мир (сущ.) – отсутствие войны, окружающая нас природа (Земля, Вселенная).
  • Лук (сущ.) – орудие для стрельбы стрелами, овощ с грядки.
  • Вывод (сущ) – сформулированное решение какой-либо задачи (рассуждения), процесс перемещения чего-либо или кого-либо за пределы территории (вывод войск).
  • Коса (сущ.) – элемент женской причёски, выдающаяся в море часть берега, инструмент для скашивания травы.
  • Простой (прил.) – остановка работы, качественный показатель.
  • Парить (глаг.) – лететь в небе (парИть), выравнивать ткань паром (пАрить).
  • Отстоять (глаг.) – выдержать нападение, дождаться своей очереди.
  • Случай, когда одно и то же слово выступает в омонимии одновременно как глагол и как прилагательное: сушка – процесс сушения, фрукт.

Можно самостоятельно потренироваться и попробовать самим составить предложение с омонимами.

Разновидности омонимов

Что такое омофоныЯвление “одинаковости” написания при различии смыслов называют омонимией. С точки зрения совпадения в написании части слова, выделяют следующие языковые проявления омонимии: собственно сами лексические омонимы, омофоны, омографы и омоформы.

Лексические – бывают полными (совпадают все примеры грамматических вариантов) и неполными (не все грамматические формы совпадают).

Омофоны – это слова, которые при произношении звучат одинаково, но в написании есть отличия. Такие как: плот – плод.

Омоформы. По сути, это разные слова, совпадающие по форме в некоторых случаях. Они похожи на омофоны, но, в отличие от них, обнаруживающие при склонении отличие. Пример: пруд – прут (идти к пруду, ударить прутом), пять – пядь.

Омографы – это одинаковые по написанию слова, но абсолютно отличающиеся при произношении. Они практически всегда отличаются ударным слогом: оргАн – Орган, мукА – мУка.

Это интересно: созвучные слова – это что такое, определение и примеры.

Омонимы: юмор уместен

Пример омонимовОднажды у плохой ученицы спросили, что она знает о “Дне Земли”? Она ответила, что “там темно и страшно”. Это смешно и грустно, так как она представила себе некое дно (наверное, уроки географии в школе прогуливала), хотя вопрос был задан про “День Земли”.

Похожесть слов неоднократно используют в шутках, обыгрывая “одинаковость” их звучания. Пример: “Попугай говорил попугаю: “попугай, я тебя попугаю!”

Омонимия интересна тем, что в языке способна создавать некую парадоксальность смысла выражения. На этом основаны русские пословицы, афоризмы и загадки.

Загадки

В народе давно приметили свойства омонимов и использовали их при составлении загадок. Таким образом, эти слова хорошо запоминаются детьми, что хорошо развивает мозг и приучает его к восприятию омонимичности языка.

Отгадайте загадки:

  • Какие кошки не умеют ловить мышек?
  • Назовите одним словом: оружие, самоцветные камни и фрукты.
  • В море он маленький, а на суше – может резать поверхность льда. Кто это (или что это)?
  • Старик ел сухой хлеб. Вопрос: откуда взялись рыбьи кости на столе?

Поговорки и пословицы

Омонимами можно “играться” при составлении поговорок и пословиц. Можно самим потренироваться и придумать свои, нужно лишь немножко фантазии и смекалки:

  • коси косой, если сам не косой;
  • иди летом на полку, чтобы зимой не класть зубы на полку;
  • сочини грамотное предложение, чтобы сделать девушке красивое предложение.

Отличия

Омонимы можно легко спутать с многозначным словом.

Многозначность означает в русском языке несколько значений одного слова, каждое из которых связано с другим по смыслу и не отличается от него кардинально.

Примеры: шляпка – дамская, у гвоздя, гриба. Во всех трёх случаях смысл не слишком разнится – означает некую верхнюю часть или аксессуар на голове.

Прилагательное “золотой” используется также в нескольких значениях – сделанный из драгоценного металла (золотой слиток), имеющий лучшие качества (золотой человек).

В русском языке наряду с другими существуют также словари омонимов. В них можно посмотреть толкование, изучить таблицы и понять, что такое омонимы в русском языке.

Наиболее популярный – толковый словарь Ахмановой (издан в 1974 году). В нём можно найти большое количество статей (более 2000), в которых описаны омонимы (их пары). В каждой из статей имеется информация об этимологии слов, характеристике стиля, виде омонимов, типах словообразования и многое другое. В словаре имеются также приложения: переводы пар слов на иностранные языки, указатель систематики по типам.

obrazovanie.guru

Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы - РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС - конспекты уроков - конспекти уроків російська мова - План уроку - Конспект уроку - Плани уроків

УРОК № 31

Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы

 

Цель: дать учащимся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся толкуют значения омонимов, паронимов; отличают омонимы от многозначных слов, от паронимов; пользуются словарём омонимов, толковым словарём.

Оборудование: учебник, словарь омонимов, толковый словарь, схема «Омонимы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Прослушайте текст. Определите значение слов, звучащих одинаково.

Я хочу боксёром стать,

только как мне лень прогнать?

Мой боксёр отважен, смел —

всех овчарок одолел.

Стали мы тренироваться.

Нет, за ним мне не угнаться.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Тренировочное упражнение.

Подберите к данным словам: I вариант — синонимы; II вариант — антонимы.

Жара, смелый, аккуратный, проснуться.

Для справок: храбрый, жарище, заснуть, зной, неряшливый, очнуться, пробудиться, холод, чистоплотный, трусливый.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 143.

-  Работа со схемой.

См. с. 104.

 

 

-  Тренировочные упражнения.

1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?

2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.

Потолок — потолок, май — май, скосил — скосил.

-  Слово учителя.

В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.

В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.

Например:

Лайка1 — название породы охотничьих промысловых собак.

Лайка2 — сорт мягкой кожи.

Фаланга1 — ряд, шеренга.

Фаланга2 — каждая из трёх косточек пальца.

Фаланга3 — ядовитое животное отряда членистоногих.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Лингвистическая минутка.

Отгадать загадки, объяснить значения омонимов. Записать самостоятельно составленные словарные статьи.

Летом все разровняет,

а зимой с коньками приглашает.

Ответ: каток.

 

Тяжести на стройке поднимает,

в доме газ и воду охраняет.

Ответ: кран.

 

От дождя прикроет, спрячет.

Дождь пройдёт — как шар маячит.

Ответ: дождевик.

-  Проблемное задание.

Определите, какие из выделенных слов являются омонимами, а какие — многозначными словами? Объясните свой выбор.

Печь ещё не остыла.— Мама начала печь пироги к завтрашнему празднику. «Я лечу зверей»,— сказал Айболит.— «Я лечу сегодня в Киев»,— сказал брат. На чердаке что-то загорелось.— «Загорелось тебе ехать сегодня»,— покачала головой бабушка. Кнопка на куртке была оторвана. Кнопка звонка была испорчена.

I вариант

Запишите предложения с омонимами.

II вариант

Запишите предложения с многозначными словами.

Запомни!

Паронимы — близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении слова.

-  Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.

Если человек мало знает, о нём говорят: «...!» А если человек груб, невежлив, его называют ... (невежа, невежда). Гол можно забить ..., а отношение к работе должно быть ... (ответный, ответственный). Всех нас радовала ... канарейка. С помощью ... связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 28, 29.

2. Выполнить упражнение: [1] 325; [2] 80.

-  Вопрос учащимся.

— Как различить омонимы и многозначные слова?

www.subject.com.ua

виды, словарь омонимов русского языка, примеры предложений с омонимами для детей, определение функциональных и лексических омонимов

Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.

Название таким словам — омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.

Что такое омонимы и какими они бывают

«Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании

Например:

  1. Слово «наряд». Одновременно может означать и вид одежды, и солдатский наряд.
  2. «Лук» также считается омонимом. В одном смысле это растение, в ином – оружие.
  3. Слово «лавка». Одно из значений слова «лавка» — это торговая лавка, а второе – это обычная лавка, установленная в парке, на которой сидят люди.

В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» — это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.

В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» — это омоним.

Виды омонимов — омофоны, омографы, омоформы

Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.

Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» — некое здание, а «замОк» — прибор, запирающий дверь.

Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» — элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» — музыкальный инструмент.

Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании — различны.

Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.

Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.

Омонимы — примеры слов

Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.

Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.

Словарь омонимов русского языка

Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.

В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.

Что помогает различать слова омонимы

Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?

Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.

Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.

Грамматические омонимы

Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».

Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.

Функциональные омонимы

Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.

Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и наречием, и сравнительной частицей, и прилагательным.

«Точно подметить» — наречие. «Точно ураган пролетел» — это сравнительная частица. «Определение точно» — это прилагательное.

Лексические омонимы

Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.

Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.

Морфологические омонимы

Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.

Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.

Примеры:

  • «Илья растопил печь, чтобы бабушка могла сделать пирожки», тут слово «печь» является существительным;
  • «Бабушка собралась печь пирожки с мясом и луком», в этом предложении слово «печь» — глагол.

Омонимичные окончания

Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.

В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.

Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.

Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.

Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.

1001student.ru

Омонимы. 5-й класс

Разделы: Русский язык

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  • формировать умения работы со словарями;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПРОЕКТОР
  • КОМПЬЮТЕР
  • ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Лингвистическая сказка.

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства…(Презентация, слайд №1)

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки.

Вопросы:

- Какие лексические термины встретились нам в сказке? ( Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры)

- Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? (Омонимы-одинаковые имена)

Учащиеся записывают в справочные тетради определение омонимов – слова одинаковые по

написанию, но абсолютно разные по лексическому значению. (Презентация, слайд №2)

- Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2)

2. Работа в группах с толковыми словарями

(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (Презентация, слайд №3)

ВЫВОД: У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается

цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.

3. Задание №1. Найди омонимы

(Презентация, слайд №4)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.

Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов» (слайд №5)

4. Задание №2. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

(слайды №6,7)

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы) ( слайд №8)

5. Задание №3. Определите вид омонимии, составьте предложения. (слайд №9)

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,

Мука - мука.

6. Отгадай омоним! Весёлые загадки. (слайд №10,11,12)

Загадка 1

Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения Зависит два моих значения; Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (ирис)

7. Итог урока.

Продолжите предложение: «Омонимы- это…»

8. Домашнее задание (одно по выбору): (слайд №13)

- Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения;

- Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Омонимия слов разных частей речи (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

 

Ты белых лебедей кормила,Откинув тяжесть черных кос…Я рядом плыл; сошлись кормила;Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара…Не знаю, чья была вина…Закат замлел за дымкой пара,Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,Лишь ты паришь, свой свет струя…Меж тем в реке – из сизой сталиВлачится за струей струя.

 

                                                              В.Я.Брюсов

 

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?

 

В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

 

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

 

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

 

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

 

1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув (в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться (в)низ становилось опасно.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

 

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

 

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

 

1) Посмотреть [н^в’эрх] - положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] - идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. - [та?гжэ], как и час назад, шел снег.

 

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

 

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

 

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

 

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

 

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

 

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

 

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

 

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

 

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

 

 

Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"

 

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

 

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

 

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

 

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

 

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

 

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

 

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие. 2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение. А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

 

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

 

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

 

                                                                                    Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru