40. Педагогические идеи пирогова. Педагогика пирогов


40. Педагогические идеи пирогова

В своих работах Пирогов критиковал сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, которую царское правительство стремилось ввести за счет снижения уровня общего образования. Официальному курсу образования он противопоставил идею общечеловеческого воспитания, предполагающего подготовку к жизни в обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Он писал, что главным результатом воспитания должно стать «быть человеком», а для этого до определенного возраста все должны руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Пирогов выступал против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие. Он указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения.

Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделен чертами абстрактного гуманизма.

Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность которого заключалась в противостоянии сословной школе. По его мнению, двухлетняя начальная школа должна была стать основой школьной системы, после ее окончания каждому открывался  доступ в среднюю школу. Школьную систему Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты). Пирогов основное место в системе средней школы отводил греческому и латинскому языкам, русской литературе и языку, истории и математике. Реальной средней школе он предпочитал классическую. В классической гимназии обучение проходило на два года дольше, учебный план имел общеобразовательный характер, а в реальной преобладали прикладные предметы. Первые два класса обеих гимназий предполагали практически одинаковый курс обучения. Выпускники реальной гимназии могли поступать в высшие специальные учебные заведения, а выпускник классической имели возможность поступить и в университет. Также Пирогов предлагал снизить плату за обучение, чтобы предоставить возможность получить высшее образование неимущим.

41. У шинский - основопложник отечественной педагогической науки

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве.

Ушинский считал что педагогика – это искусство воспитания. Считал, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут называться науками. Т.к. главная задача педагогики – выработка практикоориентироанных методик. Педагогика развивается для того чтобы иметь практическую реализацию. Педагогика должны ориентироваться не только на практику, но и на глубокое знание теории. Разделял 3 стадии: 1) наблюдение за предметом под руководством учителя. На этой стадии ребёнок составляет общее представление о предмете; 2) обобщение и закрепление, полученных знаний. Главный труд «человек, как предмет воспитания». Требования к учителю? Быть профессионалом; обладать пед агогическим тактом и мастерством; любить людей; постоянно совершенствоваться.

В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.

Он был против разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.

Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе, обществе, вторая – формирование «миросозерцания», «убеждений». Таким образом по своему содержанию обучение – (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Классическая школа, полагал Ушинский, все меньше соответствует гармонии материального и формального образования и что будущее за современной (реальной) общеобразовательной школой.

Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д.Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.

В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное  строение, установив его отдельные виды.

Безусловно новыми в дидактических исканиях К.Д.Ушинского стала его разработка проблем начального обучения. Чему было посвящено большое количество статей. Им были составлены учебные книги для начальных классов «Родное слово», «Детский мир». На этих книгах воспитывались многие поколения детей. Книга «Родное слово» выдержала 167 изданий.

studfiles.net

Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современная школа

Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современная школа Виктор Иноземцев, аспирант

Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко, Украина

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Украина";

В статье освещены педагогические идеи Н.И. Пирогова, их значение для системы образования в воспитании молодого поколения. Рассматриваются основные морально-этические требования к личности учителя на основе гуманистической концепции Н.И.Пирогова.

Ключевые слова: воспитание, моральные принципы, гуманистическая педагогика, субъект - субъектные отношения, личные качества.

The article explores pedagogical ideas of N.Pyrohov, their meaning for the system of education in upbringing of young generation. The basic moral and ethic requirements to the person of a teacher on the basis of humanism conception are considered.

 Key words: upbringing, moral principles, humanism pedagogics, subject-subject relations, personal qualities.

 

История педагогического наследия Пирогова (1810 - 1881), его педагогические идеи о воспитании и формировании личности, методологии совершенствования  системы среднего и высшего образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещение акцентов на гуманистический подход к образованию, что заставляют нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.

 Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а со временем Киевского, Н.И.Пирогов постоянно посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками, вникая в сущность проблемы школы, ребенка - личности. Главная особенность Н.И.Пирогова, как педагога, заключается в том, что он не только понимал суть проблемы, но и принимал конкретные действия по их устранению, решал их как на местном уровне, так и на  государственном.

 Величие Н.И. Пирогова - педагога - это "быть человеком", который по зову сердца и учит и воспитывает детей. На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребенка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.

Это тесное сочетание является возможностью формировать ученика - личность, человека будущего. Это положение имеет огромную актуальность для всей системы современного образования.

Известно, что взаимоотношения между преподавателем и учеником всегда были, есть и будут тем основным фундаментом, на котором базируется весь учебно-воспитательный процесс. Во взаимоотношениях "преподаватель-ученик" предполагается целенаправленное взаимодействие субъектов педагогического процесса, которое детерминировано целью и задачей совместной учебно-профессиональной деятельностью, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения.

Коллективом Полтавского кооперативного техникума разработаны и воплощаются в жизнь "Основные направления развития Полтавского кооперативного техникума на 2011/2014 учебный год". Это внутренняя стратегия, концепция, система взаимодействия преподавателя и студента. Так как только на основе взаимопонимания педагога и ребенка, тесного единства слова и действия учителя, его нравственности, личного жизненного примера можно достичь лучших результатов в обучении и воспитании.

Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель школы любого уровня только тогда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает учеников. Каждый наставник, говорил он, должен прежде всего усвоить, "... что наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для поверхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот рычаг, которым можно легко преодолеть большие трудности ". [5, с. 32] Иными словами, каждый учитель должен обладатьсвоим предметом настолько и так, чтобы выполнять ним одновременно задачи обучения и воспитания. Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен его внутренний мир и личный пример учителя.

В своей педагогической деятельности коллектив Полтавского кооперативного техникума руководствуется важными установками выдающегося педагога о роли личности преподавателя. Ведь именно учитель осуществляет важнейшую функцию в процессе обучения: передачу определенных знаний, умений, навыков студентам или ученикам с целью создания в них наиболее полной картины мира и в будущем быть готовым к быстро меняющимся условиям жизни.

В соответствии с реалиями жизни, скоростными изменениями в обществе одним из приоритетов работы администрации Полтавского кооперативного техникума является формирование в коллективе отношений, основанных на гуманности, сердечности, открытости, принципиальности.Проблема взаимоотношений между преподавателями и студентами в современных условиях является одной из важнейших, так как она прямо или косвенно охватывает целый ряд других проблем: усиление мотивации студентов к учебе, повышение уровня качества обучения, модернизация учебного процесса, улучшение дисциплины, совершенствование коммуникативных отношений, внедрение здорового образа жизни, повышение авторитета педагогического труда и т.д. Именно этим проблемам выдающийся педагог уделял особое внимание.

В своих трудах  Н.И.Пирогов подчеркивает важность подготовки кадров в вузах. Он занимал принципиальную позицию по организации обучения и подготовке специалистов, уровню квалификации преподавателя, методического и технического обеспечения., так как от профессионального мастерства  зависит качество знаний студентов, подготовка высококвалифицированных специалистов. Администрация Полтавского кооперативного техникума постоянно держит этот вопрос на контроле, создает все условия для теоретического и практического самосовершенствования через прохождение курсов повышения квалификации, участия в работе секций, методических объединений на уровне области, Укоопобразования, а также через самостоятельную работу и самообразование.

В ходе учебно-воспитательного процесса преподаватели цикловых комиссий постоянно занимаются самосовершенствованием, что проявляется через усвоение новейших профессиональных знаний, умений, навыков. Преподавателями постоянно изучаются и внедряются инновационные технологии обучения, передовой педагогический опыт  цикловых комиссий техникума, коллег других учебных заведений области, Украины.  Ярким примером повышения профессионального и педагогического мастерства является постоянное участие преподавателей в внутритехникумовских мероприятиях таких, как конкурс на звание «Лучший преподаватель года», декадах цикловых комиссий,через участие каждого в реализации методической проблемы «Внедрение инновационных методов обучения в учебномпроцессе».

В своих трудах Н.И.Пирогов  четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания. Он обращает внимание на то, что педагоги должны отбросить старые догматические способы и применять новые методы. Опытный учитель должен уметь активизировать внимание и развить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обучения. 

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и методам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядности не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И.Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педагогами.

Рассматривая наследие Н.И.Пирогова, невозможно не остановиться на такой проблеме как гуманизация национального образования, которая стала главным вектором не только педагогики, но и философии, психологии, других наук о человеке. Свойственная Н.И. Пирогову гуманистическая ценностная ориентация педагогических взглядов позволила ученому отбросить  меркантильные интересы образования и утверждать, что главной целью воспитания и образования является формирование человека как личности, гармоничное развитие всех способностей и талантов детей, создание условий для разностороннего развития личности ученика, воспитание в нем чувства собственного достоинства и утверждение самоуважения. Великий педагог особенно обращает внимание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственности и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человеческого в человеке.

  Гуманное отношение к ребенку - основное условие развития детской личности. «Ничто так не способствует развитию самых драгоценных свойств человеческой натуры, мысли и слова, как гуманизм », - утверждает педагог. Подъем человеческого достоинства ребенка, предотвращение его унижению поможет избежать негативных качеств характера. Гуманизмом и любовью пронизано обращение к меценатам: «Теперь, когда мы, кажется, начинаем уже серьезно убеждаться, что настоящего прогресса можно достичь одним - единственным путем воспитания, теперь, говорю, кто по - настоящему любит Родину, для кого грядущее и потомки составляют идею земного бессмертия, тот должен и милосердие посвятить исключительно детям. Дети - вот современная специальность для наших благодетелей »[6, с. 12].

В условиях возрождения собственного государства учебное заведение выступает мощным фактором воспитания будущих граждан этого государства, граждан-патриотов, граждан-творцов. Достижению этой цели подчинена вся учебно-воспитательная работа среди студенческой молодежи в Полтавском кооперативном техникуме. Считая, что обучение и воспитание должны развиваться во взаимосвязи и единстве, каждый преподаватель оказывает немалое влияние на своих воспитанников, формирует их научно-материалистическое и духовно-нравственное мировоззрение. В процессе обучения обеспечивает национальное и гуманистическое воспитание,  прививает любовь к "своей" науке, к пониманию сущности внутренних параметров человека-личности.

Гуманизм педагога прослеживается и в личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Он подчеркивает: «Главная задача педагогики состоит в том, чтобы, пользуясь естественной склонностью человека, живущего в обществе, дать надлежащее направление и направлять его к развитию чувства законности, правды и чести».

В нашем учебном заведении  определены приоритетные направления воспитательной работы: духовность как основа личности; патриотические истоки молодежи; здоровье нации-основа будущего государства; морально - психологические отношения - основа успеха;           самореализация личности. Все выше перечисленные направления  формируют нормальные взаимоотношения в коллективе, здоровый морально-психологический климат между студентами групп. Этому способствуют принятые “ Кодекс чести преподавателя“ и “ Кодекс чести студента “. В них определены нормы, что регламентируют моральную, этическую и персональную ответственность преподавателя и студента за формирование атмосферы сотрудничества, доверия и личного участия за выполнение поставленных учебно-воспитательных задач в техникуме.

Таким образом, благодаря своей деятельности в области образования Н.И.Пирогов заслужил всеобщее признание и авторитет среди педагогического сообщества.

Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, «гармоничное развитие всех врожденных сил народа», воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

 

Литература:

  1. Брежнев А.П. Пирогов. – Москва: Молодая гвардия, 1996. 476 с.
  2. История педагогики / М.Ф.Шабаев [ ред.] – М.,1981. С. 153-155.
  3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. – М.: Учпедгиз, 1949.
  5. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – Москва, 1952. – 704 с.
  6. Пирогов Н.И. Задачи учителя в школе / Антология педагогической мысли УССР / Сост. Н.П. Калениченко. – М., 1988.
  7. Сакулин Н.П. / Пирогов как педагог / -  М., 1907.
  8. // htth:www.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/Nzspp/2009/5/statti/42.html
Ваша оценка:

Ваша оценка: Нет Средняя: 6 (15 голосов)

gisap.eu

Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей конца XIX – начала XX в. - История педагогики и образования

Ветвь-диаграмма logo Sidorov S.V. ©11:35_

14.09.2018

Игры и упражнения по педагогике онлайн ="left">
Google+

Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей конца XIX – начала XX в.

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть

 А.В. Мурзина

студентка 2 курса факультета Истории и Права

 

С.В. Сидоров

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Н.И. ПироговНиколай Иванович Пирогов прославился не только как выдающийся хирург и общественный деятель, он оставил заметный след в развитии российского народного образования и отечественной научной педагогики.

 Активная деятельность Н.И. Пирогова в сфере народного образования охватывает в общей сложности менее десяти лет. Её начало приходится на 1856 год: в этом году в печати выходит его программная работа о воспитании «Вопросы жизни», а сам он вступает в должность попечителя Одесского учебного округа. 

В течение двух лет Пирогов управляет Одесским учебным округом, уделяя первостепенное внимание развитию образования. Он требует от руководителей школ и гимназий регулярного проведения педагогических собраний и гуманного отношения к ученикам. Им было подготовлен проект об открытии университета в Одессе. Деятельность Пирогова на должности попечителя учебного округа и его продвижение как педагога-администратора вызвали недовольство у одесского генерал-губернатора, считавшего, что это может привести к подрыву авторитета власти. В результате Пирогова перевели в Киев, где он занял должность попечителя Киевского учебного округа.

В Киеве Н.И. Пирогов продолжил свою деятельность по улучшению работы учебных заведений. По его рекомендациям учителя стали посещать уроки друг друга, он поощрял исследовательские искания педагогов, с его помощью в Киеве была открыта одна из первых в России воскресных школ для взрослых. Однако 1861 году Пирогов был снят с должности попечителя учебного округа и назначен руководителем молодых людей, которые находились за границей и там подготавливались к профессуре. А в 1866 году великий врач-хирург, ученый, педагог-администратор, писатель и общественный деятель Пирогов был отправлен в отставку [1, с. 4].

В непродолжительное время его управления обоими округами Пирогов много содействовал чрезвычайному подъему духа во всех педагогах. Живые, горячие споры на педагогические темы, впервые практиковавшиеся при Пирогове, вызвали приподнятое настроение, живой интерес к педагогике. Они даже дали сильный толчок к прогрессу педагогического дела вообще, рутина и формализм в деле преподавания отступили на второй план.

О заслугах Н.И. Пирогова как педагога говорилось в журнале «Современник», в частности, по поводу прощания его с Киевом: «он на предметы воспитания, на которые у нас обыкновенно смотрят равнодушно, нередко даже с пренебрежением, успел пробудить общее внимание, умел сделать воспитание предметом первостатейной важности, умел уяснить его истинное значение и для воспитывающегося юношества и общества» [5, с 83].

«Самый гениальный устав, – пишет К.Д. Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова», – не сделает того, что может сделать один такой человек, каким был Пирогов <…> Нам нужен человек, пример которого увлекал бы нас, жизнь которого служила бы нас великим образцом: а другой такой жизни, какова жизнь Н.И. Пирогова, мы не знаем в России, да и у других народов таких жизней не много» [2, с. 78-79].

Известно, что «Правила о поступках и наказаниях», изданные в Киевское попечительство Пирогова встретили весьма резкую критику в лице тогдашней либеральной прессы и её лидера Н.А. Добролюбова. Пирогов, который прежде высказывал весьма либеральные мысли в своих «Вопросах жизни», теперь предписывает весьма жесткие меры для обуздания провинившихся гимназистов. В своей статье «Правила о проступках и наказаниях» он принципиально отрицает розгу, но на практике Николай Иванович считает, что невозможно обойтись без нее, он предлагал применять розгу, как исключительную меру и использовать её только в определенных случаях. «Это средство нужно использовать крайне осторожно и только в критических случаях», – писал Николай Иванович [5, с 88].

Пирогов считал, что наказание должно соответствовать проступку (т.е. насколько серьёзен проступок, настолько и грозное наказание нужно использовать). Добролюбов по этому поводу пишет: «Нам казалось, что восхитительные педагогические убеждения Пирогова будут использоваться им и на практике так же, как описано в его статьях. Мы думали, он сможет осуществить все свои идеи о воспитании в полной мере – за свое легковерье мы недавно были наказаны легким разочарованием» [5, с 86]. Это кажущееся разногласие между идеями и действиями Пирогова произошло потому, что в «Вопросах жизни» он выражал свои мысли, как философ, а в «Правилах о проступках и наказаниях», он высказывался как администратор-педагог, обязанный принимать меры для водворения порядка во вверенных ему учебных заведениях; другими словами, в первом случае он высказывался, как теоретик-педагог, а во втором как педагог-практик, действующий в реальной действительности.

Когда Пирогов вышел в отставку, во всей полноте проявились те чувства искренней симпатии и уважения, которые были им заслужены. А.П. Афонский приводит следующие слова заведующего Подольской воскресной школой И.А Слепушкина, обращённые к Пирогову: «Потеря наша не в беспримерном начальнике, даже не в высоконравственном человеке… мы проигрываем более, – да и не одни мы. Вся просвещенная и мыслящая Россия понимает смысл и значение вашей деятельности! Расставаясь с вами, мы выносим только одно высокое, но печальное утешение – что во всяком обществе остаются люди, ни для чего и ни для кого не жертвующие своими убеждениями»[2, с 77].

Смерть Н.И. Пирогова в 1881 г. в сочетании с нарастающим в обществе интересом к вопросам народного просвещения послужили толчком для исследования его педагогического наследия в конце XIX – начале XX вв. В этот период педагогическая деятельность и педагогические идеи Пирогова осмысливаются в работах А. Алферова, Г.В. Бартенсона, П.Ф. Каптерева.

Интересны воспоминания о Пирогове, появившиеся в различных педагогических изданиях после его смерти. Так, один одесский гимназист пишет о нем: «ученый, человек простой, без малейшей аффектации и деланности заслонить собою попечителя-начальника. Мы с большим уважением относились к нему» [5, с 83-84]. А Н.Д. Богатинов, упрекавший Пирогова за то, что Николай Иванович не допускал сразу суровых наказаний, а требовал применения их постепенно в чрезмерной мягкости наказаний, тем не менее отмечает, что во время руководства учебным округом «Пирогов сразу все поднял на ноги», организовал «такую кипучая деятельность <…> какою едва ли когда был до того занят ученый мир наш» [5, с 84].

Первый русский исследователь истории педагогики П.Ф. Каптерев восторженно пишет: «До тех пор, пока в России будут высоко ставить живое гражданское чувство и глубокое общественное сознание; пока наиболее высокой ценное будут ценить не узких специалистов, а разносторонние и глубокие умы, прямо содействующие пробуждению и развитию общественного самосознания; пока драгоценнейшим украшением человеческой природы будут считаться страстное стремление к истине, соединенное с твердой верой в воспитательно-образовательную силу знания, и любовь к людям – к больным, к детям, к юношеству, доверие к благородству его прорывов,- до тех пор в первом ряду славных русских деятелей с полным правом будет стоять высокочтимое имя Николая Ивановича Пирогова!» [4, с 10-11].

В 1899 году известный деятель земского образования, «учитель учителей» Н.Ф. Бунаков в речи к херсонским учителям характеризует значение Пирогова в педагогике такими словами: «Просматривая историю русской педагогической мысли, я вижу в ней только несколько действительно «больших людей». В том числе одним из главных великих педагогов является Пирогов Н.И., провозгласивший у нас идею человечности в учебно-воспитательном деле» [2, с 78].

Выделим ключевые составляющие педагогического наследия Н.И. Пирогова, высоко оцениваемые исследователями уже в конце XIX – начале XX в. Во-первых, это чёткая, ясно выраженная гуманистическая позиция Пирогова как педагога-администратора. Во-вторых – стремление организовать образовательный процесс на научной основе. В-третьих – стимулирование педагогического творчества, организация методической помощи учителям при разработке и создании в школах лабораторий, классов, учебных кабинетов. Наконец, вслед за биографами Пирогова, отметим и ещё одну особенность его педагогических взглядов, выраженную в идее создания таких условий обучения и воспитания учащихся, которые бы способствовали культурному развитию как отдельных учащихся, так и всего общества в целом.

Литература

1. Алферов А. Н.И. Пирогов как педагог-администратор (из журнала «Вестник воспитания») [Текст] / А. Алферов. – М.: Типолитография В. Рихтер, 1897. – 29 с.

2. Афонский А.П. Николай Иванович Пирогов. Его жизнь и педагогическая проповедь [Текст] / А.П. Афонский. – М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911. – 88 с.

3. Бартенсон Г.В. Николай Иванович Пирогов: Очерк его общественной деятельности как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога с 24-го мая 1831 г. по 24-е мая 1881 г. [2-е изд. очерка, напеч. в журн. «Русская старина» 1881 г. кн. 3] [Текст] / Г.В. Бертенсон – СПб.: изд. К. Риккерта, 1881. – 53 с.

 4. Каптерев П.Ф. Пирогов как общественный деятель и педагог [Текст] / П.Ф. Каптерев. – СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1897. – 12 c. 

 5. Мусин-Пушкин А.А. Н.И. Пирогов, как педагог [Текст] / А.А. Мусин-Пушкин. – Петроград: Тип. главн. управл. уделов, 1916. – 148 с.

 

РоботПо мнению робота, со статьёй «Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей конца XIX – начала XX в.» тематически связаны: Возможно, Вас заинтересуют...
  • Мультимедийные дидактические средства
  • Методы школьного инновационного менеджмента
  • ___________________

    Для ссылки:

    Мурзина А.В., Сидоров С.В. Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей конца XIX – начала XX в. [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81 (дата обращения: 14.09.2018).
    Категория: История педагогики и образования | Добавлено 12.05.2012 | Автор: Мурзина А.В., Сидоров С.В.
    Просмотров: 11352 | Теги: педагогическая деятельность, педагогические идеи, Н.И. Пирогов, история педагогики

    si-sv.com