Осетинские пироги в Курске. Пироги осетин


Осетинский пирог: сладкая версия - Это Кавказ

— Сегодня ты можешь сделать идеальный пирог, а завтра — из рук вон плохо, — говорит 19-летняя Ева Гаглоева. В этом году она окончила Владикавказский торгово-экономический техникум по специальности повар-кондитер, а еще — стала лучшей в стране в изготовлении осетинских пирогов на конкурсе рабочих профессий WorldSkills Russia.

Фото: Анна Кабисова

Ева рассказала «Это Кавказ» о том, как победа оказалась в кармане ее поварского фартука, поделилась планами на попадание в книгу Гиннесса и показала, как приготовить аппетитный сладкий пирог, с которым в Осетии принято ходить в гости.

Пироговая экспансия

— Не было никакой уверенности в победе, но для нее я сделала все от себя зависящее. За два месяца до соревнований я каждый день пекла пироги. Их сметали студенты в техникуме и выносили вердикт — вкусно/не вкусно. Я ложилась спать с мыслями о конкурсе и просыпалась с ними же. Любая, даже самая незначительная, мелочь могла повлиять на итог.

Нюанс, который учитывали на конкурсе, — точное соблюдение технологической карты. Ты не просто должен приготовить пироги с тестом и начинкой определенной массы, но и уложиться во временные рамки. Это важно — готовое блюдо нужно подать через два часа, а не через полчаса, мол, я такой виртуоз. Допустим, вы пришли утром в ресторан и заказали пироги на вечер, а повар может сделать их в два счета, но кому они нужны холодные?

Выпечка осетинских пирогов, кстати, единственная «национальная» компетенция из более сотни, заявленных на конкурсе. Кроме нашей республики за звание лучшего в их выпечке боролись Москва, Самара — и конкурсанты из этих регионов представляли серьезную угрозу, Санкт-Петербург и даже Якутск. В каждом крупном городе есть осетинская диаспора, куда участники и обращаются за помощью. И с очередным Worldskills Russia накал страстей все серьезней. Уровень вырос.

В этом году было нововведение: надо было составить технологические карты на английском языке. Это сделали, чтобы привлечь иностранцев и вывести компетенцию по приготовлению осетинских пирогов на мировой уровень. Представляете афроамериканца или азиата, которые лепят осетинские пироги и соревнуются за звание лучшего? Интересно было бы посмотреть. Вообще, конкурсы помогают открывать что-то новое. У каждого есть свои маленькие секретики: добавил, например, в тесто немного сливочного масла или маргарина — оно уже нежнее.

Вкусная рука

Фото: Анна Кабисова

— Мне нравится готовить, и больше всего я люблю готовить пироги. Первым опытом в кулинарии стала гречневая каша — мне было 12 лет. Еще, помню, жарила картошку. Ну, а в 14 приготовила осетинские пироги. От безвыходности. Намечался национальный праздник, а мама в отъезде — пришлось рисковать. Сейчас, конечно, я могу посмеяться над теми своими пирогами, но тогда для меня это был высший пилотаж, я летала от счастья и безумно гордилась собой.

У нас это семейное, у папы очень «вкусная рука», мама работает поваром, брат выучился на повара, теперь вот я.

Хочу продолжить учиться кулинарному делу в Питере, а еще мечтаю открыть свой ресторан в Осетии. Говорят, чтобы исполнилась мечта, нужно уметь ее визуализировать. Я рисую в своей голове мельчайшие детали будущего интерьера. Точно знаю, каким будет мой ресторан — национальное заведение в современном прочтении. В нашей республике ресторанный уровень достаточно высокий, и чтобы завоевать этот рынок, нужно выложиться.

А еще я хотела бы побить рекорд автора самых больших осетинских пирогов. Кстати, готовились они на кухне нашего техникума — для передачи «Поедем, поедим». Тогда сделали три огромных пирога диаметром 105 сантиметров каждый. Слепить пирог можно какого угодно диаметра, найти подходящую духовку — вот где проблема.

Рецепт сладкого пирога

Фото: Анна Кабисова

Пока книга рекордов Гиннесса только в планах, на кухне родного для Евы техникума мы готовим традиционный для Осетии пирог самого обыкновенного размера. Но это не привычный нам осетинский пирог — чъири, а сладкая сдобная выпечка, какую осетины обычно приносят для женщин на разные собрания, будь то свадьба или похороны. Мужчины и женщины в Осетии как правило сидят за отдельными столами. Поэтому и хуын (подарок, гостинец, приношение) состоит из двух частей: чъирита и крепкий напиток — арака на мужской стол и три сдобных пирога со сладкой начинкой — на женский.

— Чтобы не идти в гости с пустыми руками, наши бабушки делали красивые, воздушные и определенно вкусные пироги, соревнуясь в мастерстве создания красивого национального орнамента. Без них и сегодня не обходится ни одно традиционное застолье — за исключением тех ритуальных праздников, во время которых осетины не употребляют в пищу молоко и яйца. Люблю этот рецепт, с ним хоть и надо повозиться, но это того стоит, — рассказывает Ева.

Любые пироги начинаются с теста.

— В этом рецепте используется тесто на опаре — оно податливое по характеру, пластичное, нежное и достаточно упругое.

Берем разогретое молоко (хватит температуры в 30 градусов), дрожжи, сахар и немного муки и замешиваем опару. Оставляем ее постоять при комнатной температуре, пока опара не увеличится в объеме примерно в три раза.

Фото: Анна Кабисова

Тем временем растапливаем маргарин и остужаем его до комнатной температуры. Взбиваем яйца до однородной массы, потихоньку вводя сахар.

В подошедшую опару добавляем яично-сахарную смесь, маргарин и соль. Размешиваем и постепенно засыпаем муку с ванилином.

Фото: Анна Кабисова

— В конце замеса добавляем растительное масло, обминаем тесто, накрываем его полотенцем и отправляем в теплое место на «расстойку». Оно простоит час или два — зависит от температуры воздуха в помещении. Здесь такая же история, как с опарой: тесто должно увеличится в объеме в три раза, — объясняет Ева.

Пока тесто стоит, не теряем времени — делаем сироп для поливки. Для этого увариваем сахар с водой до консистенции жидкого меда.

Посыпаем стол мукой. Смачиваем руки подсолнечным маслом и обминаем созревшее тесто, а затем делим на две части. Мягко замешиваем каждую, излишне не забивая тесто мукой, и формируем два шара. Накрываем их пищевой пленкой и оставляем на 15−20 минут, чтобы тесто «отдохнуло».

Фото: Анна Кабисова

Когда тесто «придет в форму», застилаем противень специальной пищевой пленкой для запекания. Раскатываем тесто на столе согласно диаметру противня, особенно не усердствуя, и укладываем его. Кладем сверху слой густого джема. Он может быть любой — яблочный, абрикосовый, грушевый. Еще для начинки можно перетереть свежие фрукты с сахаром, тут главное — успеть быстренько распределить получившуюся массу по тесту, в противном случае из-за растекшегося сока готовый пирог покажется непропеченным. А еще лучше — присыпать перетертые фрукты крахмалом — тогда начинка не вытечет.

Фото: Анна Кабисова

Слой начинки накрываем вторым раскатанным кругом теста. Слеплять края пирога не надо — когда он постоит и поднимется, это произойдет само собой.

Теперь самое интересное. Ножницами надо сделать на пироге 16 надрезов от края к центру, но не доходя до него. Перекручиваем каждую получившуюся «деталь» на 360 ° — и так создаем узор.

Фото: Анна Кабисова

— В Осетии часто готовят такие же пироги, но с ореховой начинкой, они называются када. В этом случае формировать рисунок желательно, надрезая только верхний стой теста, а само изделие не перекручивать, — рассказывает Ева.

Фото: Анна Кабисова

Украшенный пирог снова оставляем подниматься в теплом месте.

Смазываем поднявшийся пирог яйцом, смешанным с молоком, и отправляем его на 30−40 минут в разогретую до 180°C духовку.

Вытаскиваем готовое изделие и пропитываем его сиропом.

Фото: Анна Кабисова

Режем горячий, воздушный, ароматный пирог и наслаждаемся вкусом.

Фото: Анна Кабисова

Милена Сабанова

etokavkaz.ru

Осетинские пироги в Курске



История осетинских пирогов насчитывает множество веков. Традиционные осетинские рецепты передаются из поколения в поколение, от матери к дочери. С древних времен повелось, что готовить это блюдо должна женщина, а в тесте не должны использоваться дрожжи. По толщине теста раньше определяли мастерство хозяйки – чем оно тоньше, тем лучше. Настоящий осетинский пирог готовится из очень тонкого теста, начинки в нем, напротив, должно быть много, но она ни в коем случае не должна выпирать наружу. Разнообразие начинок этого национального блюда удивит даже бывалых кулинаров. Внутрь кладут практически все что угодно, начиная с сыра и мяса, заканчивая листьями капусты и черемши.Поскольку пирог у осетин – блюдо праздничное, подается оно как правило к праздничному столу.Названия блюдам даются в зависимости от их начинки. Например, картофельный пирог зовется Картофиджин, а мясной – Фыдджын. Практически всегда в начинке используется традиционный осетинский сыр, приготовленный из натурального молока. Сыр придает блюду своеобразный пикантный, немного терпкий и солоноватый привкус. Помимо этого осетинский сыр обладает массой полезных свойств.Начинка обязательно готовится непосредственно перед запеканием, иначе она может потерять свои полезные и вкусовые качества.Не смотря на обилие начинок, как правило, внутрь кладут обычный мясной фарш. Ценители осетинских пирогов для этого берут мясо недавно убитого зверя, в которое обильно добавляются приправы и специи. При этом мясо обильно солят, иногда даже с запасом. Это делается для того, чтобы при запекании соль из мяса вместе с соком пропитает несоленое тесто.Поскольку правильно приготовить такое блюдо получается далеко не у каждой хозяйки, многие предпочитают заказывать осетинские пироги с доставкой на дом. Они украсят любой праздничный стол, Ваши гости их наверняка оценят. Стоит отметить, что некоторые из начинок этого блюда имеют специфический вкус и лучше сначала попробовать их самому, а потом предлагать своим гостям. Заказать пироги с доставкой сейчас можно практически в любом крупном городе, теперь пироги доступны и в Курске.

 

pirog46.ru

Осетинские пироги - это... Что такое Осетинские пироги?

Стол с осетинскими пирогами

Осети́нские пироги́ (осет. чъиритæ, хæбизджынтæ; в дигорском диалекте — къеретæ) — устоявшееся в русском языке название плоских осетинских пирогов-лепёшек. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину)[1] и треугольной формы.

История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин – древних скифов, сарматов, алан[2]. В частности рецепт[3] осетинских пирогов за этот огромный промежуток времени дошел до совершенства. Ранее осетинские пироги готовили исключительно из пресного (бездрожжевого) теста. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой.

Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки.

Виды пирогов

В зависимости от начинки осетинские пироги имеют различные названия. Большая часть названий состоит из основы и суффикса джын (в дигорском диалекте гун), который «указывает на содержание чего-либо или обладание чем-либо»[4]«В Осетии, например, „коронное“ национальное блюдо — пирог со свекольной ботвой, цахараджин (осет. цæхæраджын/дзæхæрагун). Пироги в Осетии являются культовой едой.

Основные виды пирогов[1][5]:

  • Давонджин (осет. давонджын, дабонгун) — пироги с листьями черемши и осетинским сыром
  • Кабускаджин (осет. къабускаджын, къабускагун) — пироги с измельчённой капустой и сыром
  • Картофджин (осет. картофджын, картофгун) — пирог с картофелем и сыром
  • Насджин (осет. насджын, насгун) — пироги с измельчённой тыквой
  • Уалибах, Хабизджин (осет. уалибах/уаливых, хæбизджын, æхцин, цихгун) — пирог круглой формы с осетинским сыром
  • Артадзыхон (осет. æртæдзыхон, сæфсат) — пирог треугольной формы с сыром
  • Фыдджин (осет. фыдджын, фидгун) — пирог с рубленым мясом (например говядиной)
  • Кадурджин (осет. хъæдурджын, хъæдоргун) — пирог с фасолью
  • Цахараджин (осет. цæхæраджын, дзæхæрагун) — пирог со свекольной ботвой и сыром
  • Кадындзджин (осет. хъæдындзджын, гъæдзиндзгун) — пирог с осетинским сыром и зеленым луком
  • Зокоджин (осет. къозоджын, зокъоджын, къозогун) — пирог с грибами
  • Балджин (осет. балджын, балгун) — пирог из вишни

Ритуальное значение

Три пирога символизируют Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа (Фыды, Фырты æмæ Сыгъдæг Уыды). Еще в дохристианское время солнце символизировало Бога, от этого и в христианстве солнце символично ассоциируется с Христом, а пироги в свою очередь символизируют солнце, что как раз согласно этой логике и видно в трех пирогах, которые символизируют Святую Троицу- три солнца, как три ангела в "Троице" Рублева. Так как аланы были одни из первых христиан, то обряд с тремя пирогами вполне мог зародиться во времена христианизации Алании 4-14вв., когда как раз предположительно и произошло замещение имен героев Нарстских Сказаний на имена христианских святых и пророков - Уастырджи-Уацгерги (св. Георгий), Уасилла (св. Илия), Тотыр (вмч. Феодор Стратилат), Донбеттыр (апостол Пётр-рыбак). С осетинскими пирогами связан обряд три пирога (осет. æртæ чъирийы), совершаемый в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют трёхмерное строение мироздания — Бог (Хуыцау), Солнце (Хур), Земля (зæхх). На траурной трапезе отсутствует средний пирог, который символизирует Солнце.[6][7]

Примечания

3dic.academic.ru

Осетинские пироги - это... Что такое Осетинские пироги?

Стол с осетинскими пирогами

Осети́нские пироги́ (осет. чъиритæ, хæбизджынтæ; в дигорском диалекте — къеретæ) — устоявшееся в русском языке название плоских осетинских пирогов-лепёшек. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину)[1] и треугольной формы.

История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин – древних скифов, сарматов, алан[2]. В частности рецепт[3] осетинских пирогов за этот огромный промежуток времени дошел до совершенства. Ранее осетинские пироги готовили исключительно из пресного (бездрожжевого) теста. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой.

Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки.

Виды пирогов

В зависимости от начинки осетинские пироги имеют различные названия. Большая часть названий состоит из основы и суффикса джын (в дигорском диалекте гун), который «указывает на содержание чего-либо или обладание чем-либо»[4]«В Осетии, например, „коронное“ национальное блюдо — пирог со свекольной ботвой, цахараджин (осет. цæхæраджын/дзæхæрагун). Пироги в Осетии являются культовой едой.

Основные виды пирогов[1][5]:

  • Давонджин (осет. давонджын, дабонгун) — пироги с листьями черемши и осетинским сыром
  • Кабускаджин (осет. къабускаджын, къабускагун) — пироги с измельчённой капустой и сыром
  • Картофджин (осет. картофджын, картофгун) — пирог с картофелем и сыром
  • Насджин (осет. насджын, насгун) — пироги с измельчённой тыквой
  • Уалибах, Хабизджин (осет. уалибах/уаливых, хæбизджын, æхцин, цихгун) — пирог круглой формы с осетинским сыром
  • Артадзыхон (осет. æртæдзыхон, сæфсат) — пирог треугольной формы с сыром
  • Фыдджин (осет. фыдджын, фидгун) — пирог с рубленым мясом (например говядиной)
  • Кадурджин (осет. хъæдурджын, хъæдоргун) — пирог с фасолью
  • Цахараджин (осет. цæхæраджын, дзæхæрагун) — пирог со свекольной ботвой и сыром
  • Кадындзджин (осет. хъæдындзджын, гъæдзиндзгун) — пирог с осетинским сыром и зеленым луком
  • Зокоджин (осет. къозоджын, зокъоджын, къозогун) — пирог с грибами
  • Балджин (осет. балджын, балгун) — пирог из вишни

Ритуальное значение

Три пирога символизируют Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа (Фыды, Фырты æмæ Сыгъдæг Уыды). Еще в дохристианское время солнце символизировало Бога, от этого и в христианстве солнце символично ассоциируется с Христом, а пироги в свою очередь символизируют солнце, что как раз согласно этой логике и видно в трех пирогах, которые символизируют Святую Троицу- три солнца, как три ангела в "Троице" Рублева. Так как аланы были одни из первых христиан, то обряд с тремя пирогами вполне мог зародиться во времена христианизации Алании 4-14вв., когда как раз предположительно и произошло замещение имен героев Нарстских Сказаний на имена христианских святых и пророков - Уастырджи-Уацгерги (св. Георгий), Уасилла (св. Илия), Тотыр (вмч. Феодор Стратилат), Донбеттыр (апостол Пётр-рыбак). С осетинскими пирогами связан обряд три пирога (осет. æртæ чъирийы), совершаемый в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют трёхмерное строение мироздания — Бог (Хуыцау), Солнце (Хур), Земля (зæхх). На траурной трапезе отсутствует средний пирог, который символизирует Солнце.[6][7]

Примечания

dis.academic.ru

Осетинские пироги - это... Что такое Осетинские пироги?

Стол с осетинскими пирогами

Осети́нские пироги́ (осет. чъиритæ, хæбизджынтæ; в дигорском диалекте — къеретæ) — устоявшееся в русском языке название плоских осетинских пирогов-лепёшек. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину)[1] и треугольной формы.

История осетинских пирогов насчитывает не одно столетие, что отражено и в устном народном творчестве осетин — нартских сказаниях. Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин – древних скифов, сарматов, алан[2]. В частности рецепт[3] осетинских пирогов за этот огромный промежуток времени дошел до совершенства. Ранее осетинские пироги готовили исключительно из пресного (бездрожжевого) теста. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой.

Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки.

Виды пирогов

В зависимости от начинки осетинские пироги имеют различные названия. Большая часть названий состоит из основы и суффикса джын (в дигорском диалекте гун), который «указывает на содержание чего-либо или обладание чем-либо»[4]«В Осетии, например, „коронное“ национальное блюдо — пирог со свекольной ботвой, цахараджин (осет. цæхæраджын/дзæхæрагун). Пироги в Осетии являются культовой едой.

Основные виды пирогов[1][5]:

  • Давонджин (осет. давонджын, дабонгун) — пироги с листьями черемши и осетинским сыром
  • Кабускаджин (осет. къабускаджын, къабускагун) — пироги с измельчённой капустой и сыром
  • Картофджин (осет. картофджын, картофгун) — пирог с картофелем и сыром
  • Насджин (осет. насджын, насгун) — пироги с измельчённой тыквой
  • Уалибах, Хабизджин (осет. уалибах/уаливых, хæбизджын, æхцин, цихгун) — пирог круглой формы с осетинским сыром
  • Артадзыхон (осет. æртæдзыхон, сæфсат) — пирог треугольной формы с сыром
  • Фыдджин (осет. фыдджын, фидгун) — пирог с рубленым мясом (например говядиной)
  • Кадурджин (осет. хъæдурджын, хъæдоргун) — пирог с фасолью
  • Цахараджин (осет. цæхæраджын, дзæхæрагун) — пирог со свекольной ботвой и сыром
  • Кадындзджин (осет. хъæдындзджын, гъæдзиндзгун) — пирог с осетинским сыром и зеленым луком
  • Зокоджин (осет. къозоджын, зокъоджын, къозогун) — пирог с грибами
  • Балджин (осет. балджын, балгун) — пирог из вишни

Ритуальное значение

Три пирога символизируют Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа (Фыды, Фырты æмæ Сыгъдæг Уыды). Еще в дохристианское время солнце символизировало Бога, от этого и в христианстве солнце символично ассоциируется с Христом, а пироги в свою очередь символизируют солнце, что как раз согласно этой логике и видно в трех пирогах, которые символизируют Святую Троицу- три солнца, как три ангела в "Троице" Рублева. Так как аланы были одни из первых христиан, то обряд с тремя пирогами вполне мог зародиться во времена христианизации Алании 4-14вв., когда как раз предположительно и произошло замещение имен героев Нарстских Сказаний на имена христианских святых и пророков - Уастырджи-Уацгерги (св. Георгий), Уасилла (св. Илия), Тотыр (вмч. Феодор Стратилат), Донбеттыр (апостол Пётр-рыбак). С осетинскими пирогами связан обряд три пирога (осет. æртæ чъирийы), совершаемый в большие национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют трёхмерное строение мироздания — Бог (Хуыцау), Солнце (Хур), Земля (зæхх). На траурной трапезе отсутствует средний пирог, который символизирует Солнце.[6][7]

Примечания

veter.academic.ru