1. Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (м.Я.Мудров, а.Н.Доброславин, ф.Ф.Эрисман). Пирогов гигиена


Краткий очерк развития гигиены в России и СССР

В древних памятниках русской письменности имеются указания на то, что при строительстве городов и деревень следует избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья. Для снабжения водой во время осады устраивались сооружения, называемые тайниками,— речная вода подводилась к колодцу по закрытому каналу.

Для развития санитарной культуры в России большое значение имела петровская эпоха. В изданных Петром I указах говорилось о необходимости следить за порядком и благоустройством Санкт-Петербурга, чистотой улиц, рынков, выпуском стоков, благоустройством города. В этих указах предписывалось, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту».

В XVIII веке ряд вопросов общественной гигиены, в частности школьной, рассмотрел М. В. Ломоносов в своем произведении «Рассуждение о размножении и о сохранении российского народа». Идеи М. В. Ломоносова оказали влияние на ряд русских ученых-медиков, которые уделяли большое внимание вопросам предупреждения болезней (Д. С. Самойлович, С. Г. Зыбелин, М. Я. Мудров и др.).

Вопросы гигиены и предупреждения болезней занимали большое место в трудах С. П. Боткина и Н. И. Пирогова. Так, в «Началах общей военно-полевой хирургии» Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной».

Гигиена как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться с середины XIX века. Основными предпосылками служили развитие капитализма — рост городов, промышленных предприятий, антикрепостническое революционное движение, большое распространение эпидемий, вызывавших необходимость проведения санитарно-гигиенических мероприятий, что в свою очередь требовало научного гигиенического обоснования. Большие успехи, достигнутые в середине XIX века в области естественных наук (физики, химии, физиологии, микробиологии), также способствовали развитию гигиены.

Первая кафедра гигиены была организована в Военно-медицинской академии в Петербурге в 1871 г., ее возглавил А. П. Доброславин. Ему принадлежит 90 работ по различным гигиеническим вопросам. Среди этих работ имеются фундаментальные руководства: «Курс общественного здравоохранения», «Гигиена», «Курс военной гигиены». А. П. Доброславин принимал участие в решении многих вопросов, связанных с военной гигиеной.

В 1882 г. в Московском университете была организована кафедра гигиены, возглавляемая Ф. Ф. Эрисманом, сыгравшим важную роль в развитии гигиенической науки в России. В работах Ф. Ф. Эрисмана и его школы нашли отражение все разделы гигиены. Им издано капитальное трехтомное «Руководство по гигиене» (первое на русском языке).

Крупнейшим представителем отечественной гигиены конца XIX века и первой четверти XX века был Г. В. Хлопин (1863—1929). На формирование его как ученого большое влияние оказал И. М. Сеченов. Г. В. Хлопин был сторонником экспериментального направления в гигиене. Им написаны ценное руководство «Методы санитарно-гигиенических исследований», учебники «Основы гигиены», «Курс общей гигиены» и др. К концу XIX и началу XX века появились исследования ученых-гигиенистов и санитарных врачей во всех разделах гигиены. Однако в тяжелых условиях жизни царской России эти достижения в большинстве случаев не удавалось претворить в жизнь.

После Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эра в развитии гигиенической науки. Программа партии, принятая на VIII съезде в 1919 г., определила профилактическое направление нашей медицинской науки. Гигиена как наука получила для своего развития широкие возможности. Расширилась сеть специальных научно-исследовательских институтов, лабораторий, увеличилось число гигиенических кафедр в медицинских институтах.

Решение важных практических задач, возникавших перед санитарной службой в связи с бурным развитием промышленности и сельского хозяйства, способствовало развитию гигиенической науки в СССР. Это привело к тому, что отдельные отрасли гигиены сформировались как самостоятельные дисциплины: гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена  питания, гигиена детей и подростков, гигиена лечебно-профилактических учреждений, военная и радиационная гигиена. Гигиенические требования стали широко внедряться в жизнь. Среди наиболее видных деятелей в области гигиены в советский период следует назвать Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева, А. В. Молькова, В. А. Углова, А. Н. Сысина, А. Н. Марзеева и др.

Николай Александрович Семашко (1874—1949) был первым народным комиссаром здравоохранения, соратником В. И. Ленина, крупнейшим теоретиком и организатором советского здравоохранения, основоположником социальной гигиены как самостоятельной научной дисциплины, автором более 250 работ по теоретическим и организационным вопросам здравоохранения, по школьной гигиене. В своем труде «Очерки по теории организации здравоохранения» (1947) Н. А. Семашко обобщил основные принципы советского здравоохранения.

Зиновий Петрович Соловьев (1876—1928)— один из первых организаторов советского здравоохранения, выдающийся теоретик. Много сделал по разработке вопросов профилактического направления советской медицины, диспансерного метода обслуживания населения, по организации военно-санитарной службы Советской Армии и др. По его инициативе организован пионерский санаторный лагерь «Артек» в Крыму.

Разработка актуальных вопросов гигиены, вызванных к жизни бурным ростом промышленности, сельского хозяйства и развитием ряда новых отраслей промышленности (радиоэлектроники, телемеханики, атомной промышленности и др.), связана с именами Ф. Г. Кроткова, А. А. Летавета, В. А. Рязанова, С. Н. Черкинского, 3. И. Израэльсона, А. А. Покровского и др.

www.medical-enc.ru

Н.И.Пирогов – великий хирург и анатом. — КиберПедия

Николай Иванович Пирогов, крупнейший представитель отечественной медицины XIX века, вписал славные страницы в историю развития медицинской науки. Гениальный ана­том, талантливый экспериментатор, разносторонний клини­цист-хирург, терапевт, патологоанатом, Н. И. Пирогов был основоположником военно-полевой хирургии, одаренным педа­гогом, немало потрудившимся над развитием медицинского и общего образования в России.

Анатомические работы Н. И. Пирогова поставили его в ряд лучших анатомов мира. Уже в 1837 г. в работе «Хирур­гическая анатомия артериальных стволов и фасций» Н. И. Пи­рогов подчеркивал значение анатомии для практической дея­тельности хирурга и писал, что только «в руках практиче­ского врача анатомия может быть полезной для слушателей».

Н. И. Пирогов усовершенствовал методы исследования и преподавания анатомии, ввел принципы послойного препари­рования при изучении анатомических областей, артерий и фасций, чем коренным образом изменил представление о хи­рургической анатомии. Пирогов был хирургом-эксперимента­тором, хирургом-новатором и многие вопросы хирургии (пере­резка ахиллова сухожилия, костная пластика, наркоз и др.) решал с широким применением эксперимента: он разработал способы костнопластического удаления костей голени при вылущении стопы (1851) и резекции коленного сустава, писал о перерезывании ахилловой жилы и о пластическом процессе, происходящем при сращении концов перерезанной жилы, о ринопластике.

Н. И. Пирогову принадлежит гениальное предположение о том, что нагноительные осложнения ран зависят от живых возбудителей.

Велики заслуги Н. И. Пирогова в области введения обезбо­ливания. Одним из первых в Европе применив эфир во время операции, Н. И. Пирогов впервые в мире воспользовался эфир­ным наркозом при оказании помощи раненым на поле сраже­ния при Салтах. Предложив новые разновидности методики эфирного наркоза, Н. И. Пирогов деятельно поддержал А. М. Филомафитского в экспериментальном изучении эфир­ного и хлороформного наркоза.

Общеизвестна выдающаяся роль Н. И. Пирогова в созда­нии военно-полевой хирургии и разработке вопросов органи­зации военно-медицинского дела. Участие во многих войнах, особенно в крымской кампании (в Севастополе), дало Н. И. Пи­рогову огромный опыт в лечении раненых. На его основе он смело высказался за рассечение входного и выходного отвер­стий огнестрельных ран «при неудобствах транспорта раненых и при недостатках тщательного присмотра за ними», отка­зался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждением костей, рекомендовал «сберега­тельную хирургию», разработал и ввел в широкую практику методы иммобилизации конечности (крахмальную, гипсовую повязки).

В дни осады Севастополя Н. И. Пирогов впервые ввел сор­тировку раненых, ставшую в наше время основой работы по­левой медицинской службы. В своих отчетах о войнах, в ко­торых Н. И. Пирогов принимал участие, и особенно в клас­сическом труде «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и вос­поминаний» (1864—1866), Н. И. Пирогов подробно сформули­ровал основные положения организации военно-медицинского дела, которые сохранили свое значение до нашего времени и вошли в военно-медицинскую доктрину, принятую в Совет­ской Армии.

Замечательна деятельность Н. И. Пирогова и как педа­гога. Уделяя особенное внимание педагогическому процессу, он всегда стремился к большой наглядности в изложении курса. Он широко проводил демонстрации на лекциях, при­менял новые методы преподавания анатомии и хирургии, ввел клинические обходы.

Большое значение придавал Н. И. Пирогов гигиене как науке, которая поможет сберечь, предохранить человечество от заболеваний. Он писал: «Я верю в гигиену. Вот где за­ключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принад­лежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу чело­вечеству». Пренебрежение гигиеной Н. И. Пирогов считал историческим заблуждением человеческого общества. Его слова «Будущее принадлежит медицине предохранительной» стали девизом передовой врачебной общественности. Пирогов высоко ценил статистику и пользовался статистическим ме­тодом для изучения показаний к хирургическому вмешатель­ству, результатов лечения, исходов операций, причин заболе­ваемости и смертности в войнах.

 

cyberpedia.su

Н. И. Пирогов

Количество просмотров публикации Н. И. Пирогов - 139

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – один из крупнейших представителœей отечественной медицины XIX в. В своей монографии, посвященной Пирогову, А. Н. Хозанов характеризует Николая Ивановича Пирогова как ʼʼгениального анатома, физиолога, врача-клинициста͵ основоположника военной медицины и общественного деятеля, обусловившего коренной перелом в научной медицинœе вообще и хирургии особенноʼʼ. Надо сказать, что в ряде городов в честь Пирогова названы улицы, некоторые учреждения и т. д. Более того, на значках членов Академии медицинских наук изображен Пирогов, хотя он не имел никакого отношения к организации и работе Академии.

Будучи молодым ученым, Пирогов уже получил некоторую известность благодаря своим достижениям в области анатомии. Он окончил медицинский факультет Московского университета. Среди учителœей Пирогова следует отметить профессора анатомии и хирургии Ю. X. Лодара и профессора Дерптского университета И. Ф. Майера (1786–1858). После этого он продолжил свое обучение в Тартуском профессорском университете. Там же, в 1832 ᴦ., он защитил докторскую диссертацию. Тема его работы: ʼʼЯвляется ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательствомʼʼ.

Стоит отметить то, что рисунки сосудов и препараты, выполненные Николаем Ивановичем, были настолько профессиональными, точными и ценными, что их приобрел Тартуский университет для своего музея. После окончания профессорского университета͵ в начале 1833 ᴦ., Пирогова направили в Германию, для усовершенствования. Пирогов работал у таких известных тогда хирургов, как Ф. Шлемм, Б. Лангенбек. О своей работе в Германии Пирогов сказал: ʼʼЯ застал…практическую медицину совершенно изолированной от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии.

Было так, что анатомия и физиология – сами по себе. И сама хирургия – ничего общего с анатомиейʼʼ. По возвращении из-за границы по предложению Майера, который подал в отставку, Пирогова избрали экстраординарным профессором Тартуского университета. Дело в том, что Николаю Ивановичу было тогда всœего лишь 26 лет, в связи с этим его не могли избрать ординарным профессором, но уже через год он стал им. За время работы в Тарту Пирогов написал около 10 крупных научных работ.

Более 8 лет он изучал анатомию фасций, артерий применительно к возможностям хирургических операций (по сути, заложил основы оперативной хирургии и топографической анатомии). Так, работа 1837 ᴦ., которая принято называть ʼʼХирургическая анатомия артериальных стволов и фасцийʼʼ, поставила Пирогова в ряд лучших анатомов мира. Он неоднократно подчеркивал связь анатомии и хирургии, роль анатомии в практической деятельности хирурга. Николай Иванович писал, что только ʼʼв руках практического врача анатомия должна быть полезной для слушателœейʼʼ.

Пирогов призывал врачей к тому, чтобы они не скрывали своих ошибок, и в ʼʼАнналах хирургического отделœения клиники Императорского Дерптского университетаʼʼ (1839 ᴦ.) писал: ʼʼЯ считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблужденийʼʼ.

В 1840 ᴦ. И. Ф. Буш ушел в отставку, а Пирогова пригласили на кафедру в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Тогда Пирогов предложил создать кафедру госпитальной хирургии для того, чтобы связь практической деятельности и достижений науки становилась прочнее, чтобы студенты ʼʼ…наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя, но собственнымиʼʼ.

Так, в дополнение к факультетским клиникам начали создавать госпитальные. В Санкт-Петербурге Пирогов выехал в 1841 ᴦ. – начался качественно новый и наиболее продуктивный этап деятельности Николая Ивановича. Именно в данный период он создал достаточно известную ʼʼледяную анатомиюʼʼ.

В 1843–1844 гᴦ. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Об этом методе Николай Иванович Пирогов написал в работе ʼʼПолный курс прикладной анатомии человеческого тела.

Анатомия описательно топографическая и хирургическаяʼʼ в атласе с подробным пояснительным текстом. По поводу ʼʼледяной анатомииʼʼ хирург В. И. Разумовский писал: ʼʼВ результате многолетних неусыпных трудов – бессмертный памятник, не имеющий себе равного… Этот труд обессмертил имя Н. И. Пирогова и доказал, что русская научная медицина вправе на уважение всœего образованного мираʼʼ. Пирогов улучшил методы преподавания и исследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении артерий и фасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикально изменил представление о хирургической анатомии.

Надо сказать, что Пирогов был хирургом-экспериментатором: многие хирургические операции, такие, к примеру, как наркоз, перерезка ахиллова сухожилия и иные, он делал с широким применением эксперимента.

В 1851 ᴦ. он разработал способы ʼʼкостнопластического удаления костей голени при вылущении стопы и резекции сустава. Следует отметить предложение Н. И. Пирогова о природе гнойных воспалений (пиемии).

Эти гнойные воспаления были своего рода бичом акушерских, хирургических и других больниц. Николай Иванович говорил, что воспалительные заболевания вызываются ʼʼпассивным агрегатом химически действующих частейʼʼ, т. е. органическим началом, ʼʼспособным развиваться и размножатьсяʼʼ. Так, можно сказать, что Пирогов подошел вплотную к объяснению причин гнойных поражений, еще до наступления эры развития бактериологии.

Все это привело к тому, что больных с гнойными поражениями изолировали, а также специально для них устраивались палаты или даже отделœения. Персонал должен был очень строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Во время Крымской войны Н. И. Пирогов поехал на фронт, там он и собрал много уникального материала, который лег в основу еще одного классического труда Пирогова ʼʼНачала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминанийʼʼ (1865–1866 гᴦ.). Позже Пирогов продолжал свои наблюдения и ʼʼпринципы организации хирургической помощиʼʼ во время войн.

К примеру, он работал инспектором в 1877 ᴦ. во время Турецко-болгарской войны. Нельзя не вспомнить выражение Пирогова: ʼʼВойна - ϶ᴛᴏ травматическая эпидемия. Свойства ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружияʼʼ.

Это высказывание из краткой работы по опыту войны в Болгарии – ʼʼВоенно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарииʼʼ. Приведем основные новаторские идеи Н. И. Пирогова как военного врача-хирурга.

1. Пирогов был против ʼʼспешных проводимых операций, ратовал, таким образом, за сберегательную тактику по отношению к раненым и больнымʼʼ. Призывал отказываться от ранней ампутации при огнестрельных ранениях конечности, сопровождающихся повреждением кости. Он был сторонником и рекомендовал всœем так называемую сберегательную хирургию.

2. Большое значение Николай Иванович Пирогов придавал правильной иммобилизации больных при переломах. Надо сказать, что он был одним из первых, кто ввел в широкую практику гипсовые повязки. Также использовались и крахмальные повязки.

3. Особое внимание уделялось ʼʼ…хорошо организованной сортировке на перевязочных пунктах и военно-временных госпиталях…ʼʼ.

4. Пирогов был новатором и в использовании обезболивания. Он одним из первых в Европе применил эфирный наркоз (эфирная повязка) в условиях военных действий у села Салты при оказании помощи раненым. Так, хлороформное, эфирное, а также другие виды обезболивания прочно укоренились в медицинской практике.

5. Нельзя не сказать о взглядах Пирогова на гигиену, на профилактику различных заболеваний. Вот что он говорил: ʼʼЯ верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицинœе предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принœесет несомненную пользу человечествуʼʼ.

Николай Иванович Пирогов, будучи помимо первоклассным хирургом, был отличным организатором и новатором в области медицины и здравоохранения.

1. Обратимся к работе Н. И. Пирогова ʼʼОсновные начала военно-полевой хирургииʼʼ. Здесь мы встречаем следующие слова: ʼʼНе медицина, а администрация играет главную роль в делœе помощи раненым и больным на театре войныʼʼ.

2. Следует сказать, что Н. И. Пирогов ценил помощь добровольцев в госпиталях и на поле боя. К примеру, во время Крымской войны Николай Иванович Пирогов организовал перевязочный пункт прямо ʼʼпод огнем противникаʼʼ. В этом пункте самоотверженно трудились сестры милосœердия Крестовоздвиженской общины Красного Креста. Надо сказать, что в общем под руководством Пирогова в Крымской войне трудились 120 сестер. Размещено на реф.рфВсе они были грамотно разделœены Н. И. Пироговым на различные группы: дежурные сестры, сестры-хозяйки, перевязочные, транспортные, аптечные и т. д.

Нужно отметить то, что Н. И. Пирогов был хорошим педагогом. Он предъявлял к себе как к педагогу высокие требования. В изложении какого-либо курса Пирогов стремился к большой наглядности: применялись различного рода демонстрации на лекциях, внедрялись новые методы в преподавании хирургии и анатомии. Надо сказать также, что Н. И. Пирогов ввел клинические обходы.

Поражение в Крымской войне, интриги в Медико-хирургической академии и другие факторы повлияли на Пирогова, и он в 46 лет принял решение уйти из академии и принял предложение стать попечителœем учебных округов в Одессе.

После этого он стал попечителœем учебных округов в Киеве. Характер Николая Ивановича Пирогова, его взгляды на образование, а также новая вспышка реакции после выстрела Д. Каракозова в Александра II – всœе это повлияло на то, что правительство отстранило Пирогова от всœех занимаемых им постов, после чего он переехал жить в свое имение Вишня, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находилось рядом с Винницей. Там Н. И. Пирогов оказывал медицинскую помощь местному населœению, а также писал воспоминания. Стоит упомянуть о знаменитом ʼʼДневнике старого врачаʼʼ, как говорил Пирогов, данный дневник, ʼʼписанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, должна быть, когда-нибудь прочтет и кто другойʼʼ.

Полно и ярко сказал о Пирогове И. П. Павлов: ʼʼЯсными глазами гениального человека, на самых первых порах, при первом прикосновении к своей специальности – хирургии – он открыл естественно-научные основы этой науки: нормальную и патологическую анатомию и физиологический опыт и в короткое время настолько на этой почве установился, что сделался творцом в своей области. Почти только лишь выйдя из юношеского возраста͵ он, оказавшись за границей, не только не изобразил из себя робкого ученика, но смотрел на иностранных учителœей как строгий критик и взял от них только то, что действительно представляло ценностьʼʼ.

Умер Николай Иванович Пирогов в 1881 ᴦ. Он сыграл одну из главных ролей в развитии медицинской науки в России. После его смерти в его память было учреждено Всероссийское научное общество. Имение Н. И. Пирогова Вишня было переименовано в Пирогово, а дом стал музеем Н. И. Пирогова. Рядом с музеем Пирогова находится склеп, где лежит забальзамированное тело великого русского ученого-медика.

referatwork.ru

1. Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (м.Я.Мудров, а.Н.Доброславин, ф.Ф.Эрисман).

Ответы на экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 4 курса лечебного факультета.

"hygieinos" в переводе означает здоровый, следовательно гигиена - это наука о здоровье. Гигиена - это наука,

1) изучающая влияния разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности человека на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека;

2) разрабатывающая мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Цель гигиены:

Энтони Парке определил ее так:

сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее

быстрым, смерть наиболее отдаленной.

Главная комплексная задача - предотвращение заболевания населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды.

Ее решение:

  1. изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий и закономерности их влияния на организм человека или популяцию.

  2. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасного уровня неблагоприятных факторов Среды.

  3. внедрение в практику здравоохранения и народного хозяйства разработанных гигиенических нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

  4. прогнозирование санитарной ситуации на ближнюю и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства; определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Важная роль в развитии гигиены принадлежит одному из основоположников отечественной медицины М.Я.Мудрову. С 1808 г. он читал курс лекций "О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапии болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих". Мудров произнес актовую речь, в которой определил задачи гигиены вообще и военной гигиены в частности. М.Я.Мудров утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики, химии. Эта актовая речь привлекла внимание правительства к необходимости улучшения постановки лечебного и санитарного дела в армии. Мудров выезжал на борьбу с холерой в Саратов и Петербург и написал "Наставления простому народу, как предохранить себя от холеры". Мудров оставил большой след в развитии отечественной гигиены. Привлек внимание общественности к задачам гигиены, заложил основы военной гигиены в России.

А.П. Доброславин был первым профессором, возглавлявшим кафедру гигиены Медико-хирургической академии в Петербурге. Кафедра стала центром гигиенических исследований. Доброславин разработал программу общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены для студентов и прикомандированных врачей, ввел практические занятия, создал гигиеническую лабораторию, широко поставил экспериментальные работы по гигиене. Он организовал химико-аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов, способствовал разработке санитарной экспертизы воды, почвы, пищевых продуктов. Доброславин был представителем экспериментального направления в гигиене.

Ф.Ф.Эрисман по профессии врач-окулист, но еще со студенческих годов увлекался вопросами гигиены. Он опубликовал статью о результатах гигиенических исследований остроты зрения 4000 учеников средних школ, в которой показал роль естественного освещения и других условий в этиологии близорукости. Он разрабатывает модель рациональной парты, которая вводится в школах и демонстрируется на гигиенической выставке в Брюсселе. В 1874 г. выходит в свет его 3-х томный труд "Руководство к гигиене", а также "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда". Эрисман провел колоссальные исследования по изучению труда и быта рабочих фабрично-заводских предприятий.

В 1884 Эрисман получает кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета. Он назвал гигиену наукой об общественном здоровье. Эрисман организовал Московское гигиеническое общество. Он был представителем общественного направления в гигиене.

2. Взгляды основоположников отечественной медицины Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, И.П.Павлова на гигиену, как важнейшую отрасль медицинских знаний. Необходимость знаний гигиены в работе врача лечебного профиля.

Основоположники отечественной медицины Пирогов, Боткин, Захарьин были активными сторонниками профилактических направлений в медицине и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Захарьин писал: "Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены". Пирогов говорил: "Предупредительная медицина - гигиена - вот где спасение человечества от массовых и единичных заболеваний. Я верю в гигиену".

studfiles.net

1. Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (м.Я.Мудров, а.Н.Доброславин, ф.Ф.Эрисман).

Ответы на экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 4 курса лечебного факультета.

"hygieinos" в переводе означает здоровый, следовательно гигиена - это наука о здоровье. Гигиена - это наука,

1) изучающая влияния разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности человека на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека;

2) разрабатывающая мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Цель гигиены:

Энтони Парке определил ее так:

сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее

быстрым, смерть наиболее отдаленной.

Главная комплексная задача - предотвращение заболевания населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды.

Ее решение:

  1. изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий и закономерности их влияния на организм человека или популяцию.

  2. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасного уровня неблагоприятных факторов Среды.

  3. внедрение в практику здравоохранения и народного хозяйства разработанных гигиенических нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

  4. прогнозирование санитарной ситуации на ближнюю и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства; определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Важная роль в развитии гигиены принадлежит одному из основоположников отечественной медицины М.Я.Мудрову. С 1808 г. он читал курс лекций "О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапии болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих". Мудров произнес актовую речь, в которой определил задачи гигиены вообще и военной гигиены в частности. М.Я.Мудров утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики, химии. Эта актовая речь привлекла внимание правительства к необходимости улучшения постановки лечебного и санитарного дела в армии. Мудров выезжал на борьбу с холерой в Саратов и Петербург и написал "Наставления простому народу, как предохранить себя от холеры". Мудров оставил большой след в развитии отечественной гигиены. Привлек внимание общественности к задачам гигиены, заложил основы военной гигиены в России.

А.П. Доброславин был первым профессором, возглавлявшим кафедру гигиены Медико-хирургической академии в Петербурге. Кафедра стала центром гигиенических исследований. Доброславин разработал программу общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены для студентов и прикомандированных врачей, ввел практические занятия, создал гигиеническую лабораторию, широко поставил экспериментальные работы по гигиене. Он организовал химико-аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов, способствовал разработке санитарной экспертизы воды, почвы, пищевых продуктов. Доброславин был представителем экспериментального направления в гигиене.

Ф.Ф.Эрисман по профессии врач-окулист, но еще со студенческих годов увлекался вопросами гигиены. Он опубликовал статью о результатах гигиенических исследований остроты зрения 4000 учеников средних школ, в которой показал роль естественного освещения и других условий в этиологии близорукости. Он разрабатывает модель рациональной парты, которая вводится в школах и демонстрируется на гигиенической выставке в Брюсселе. В 1874 г. выходит в свет его 3-х томный труд "Руководство к гигиене", а также "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда". Эрисман провел колоссальные исследования по изучению труда и быта рабочих фабрично-заводских предприятий.

В 1884 Эрисман получает кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета. Он назвал гигиену наукой об общественном здоровье. Эрисман организовал Московское гигиеническое общество. Он был представителем общественного направления в гигиене.

2. Взгляды основоположников отечественной медицины Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, И.П.Павлова на гигиену, как важнейшую отрасль медицинских знаний. Необходимость знаний гигиены в работе врача лечебного профиля.

Основоположники отечественной медицины Пирогов, Боткин, Захарьин были активными сторонниками профилактических направлений в медицине и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Захарьин писал: "Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены". Пирогов говорил: "Предупредительная медицина - гигиена - вот где спасение человечества от массовых и единичных заболеваний. Я верю в гигиену".

studfiles.net

2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела.

  1. Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда.

Основная цель гигиены – это сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиенической науки :

  1. Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

  2. Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию.

  3. Научные обоснования и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов.

  4. Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство, разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

  5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных отраслей: гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и т.д.

Забота о здоровье – важнейшая задача медицинской и практического здравоохранения. Решение этой задачи достигается двумя путями :

  1. Профилактическим, т.е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней

  2. Восстановительным, или путем лечения больного человека.

Оба пути осуществляются одновременно, однако первоочередным и более эффективным, а следовательно, и приоритетным в деятельности медицинского работника любого профиля должен быть профилактический путь.

Гигиена как наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но корни ее уходят в глубь веков. Уже у народов Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме мы находим следы довольно развитой санитарно-гигиенической культуры. Как и всякая культура, она с момента возникновения имеет социальный характер, так как выражает потребности различных групп людей, а не одного человека. Однако на развитие гигиены влияют и другие факторы - сложившиеся обычаи, развитие научных знаний, житейский опыт, религиозные культы, социальный состав общества.

Санитарно-гигиеническая культура Древней Греции. Спартанское государство возникло в результате завоеваний больших территорий, где местное население было обращено в рабов, принадлежавших всей общине спартиатов. Так как спартиаты составляли меньшинство населения, то для сохранения своего господства им нужны были сильные и ловкие воины, которые могли бы участвовать в сражениях, подавлять восстания рабов. Это наряду с другими причинами способствовало развитию культа силы и физического здоровья и нашло отражение в гигиенических обычаях. Грудных детей в Спарте не пеленали, держали обнаженными до годовалого возраста. Одних это закаляло, другим приносило гибель. Когда мальчики подрастали, их заставляли заниматься бегом, верховой ездой, игрой в мяч. Поощрялись кулачные бои, фехтование, метание диска, копья. Эти упражнения считались обязательными для будущего воина.

В Афинах и других греческих государствах, где проблема военного подавления эксплуатируемых не стояла так остро, личность античного гражданина развивалась более гармонично. Военные упражнения не играли доминирующей роли, главное внимание уделялось овладению знаниями и спорту.

В Греции в 776 г. до н.э. в г. Олимпии состоялись первые спортивные игры. Постепенно они стали всегреческими. Традиция проведения этих игр в последующем была принята большинством государств мира. Олимпийские игры в настоящее время - крупнейшие международные соревнования.

Санитарно-гигиенические знания в трудах греческих философов. Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Так, великий греческий философ Пифагор (VI в. до н. э) был известен не только как математик, открывший зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, но и как гигиенист. Он считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду. Пифагор ратовал против переедания, запрещал потребление вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений. В его трудах мы находим некоторые сведения о психогигиене, в частности о влиянии музыки на работоспособность и настроение.

Большое значение для становления гигиены как науки имели труды основателя медицины Гиппократа (460-377 до н.э.). Он был первым медиком, который стал изучать влияние почвы и воды данной местности, а также особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. Он первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, резкими изменениями погоды, колебаниями температуры, качеством воды, почвы и т.д., а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и пр.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Труды Клавдия Галена. Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). В отличие от своих предшественников Гален считал, что гигиенические рекомендации надо выводить из анатомо-физиологических знаний. В какой-то степени Галена можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Востока. Еще в древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот. Культура Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие более поздних цивилизаций.

Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР).

После того как Луи Пастер доказал, что микробы причастны к заразным заболеваниям, появились новые отрасли гигиены - эпидемиология и санитарная бактериология, которые дали возможность разработать ряд эффективных мер по пресечению эпидемий.

Параллельно с эпидемиологией развивалась экспериментальная гигиена, основателями которой считаются английский ученый Парке и немецкий ученый Петтенкофер. Они разработали методы определения концентрации углекислого газа в помещении, выявили влияние состава почвы, воздуха, воды на организм человека, провели инженерно-гигиенические работы в области вентиляции и отопления, впервые установили гигиенические нормы санитарной оценки качества воздуха, почвы, воды, жилища, одежды.

Гигиена как самостоятельная наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но необходимость введения санитарного законодательства была осознана намного раньше. Так, первый в Европе санитарный совет состоялся в 1802 г. во Франции, но влияние его было небольшим, а к началу XX в. наметилось довольно значительное расхождение между достижениями гигиены и ее практическим использованием. Гигиенисты могли определить, каким нормативам должны соответствовать жилище, труд, питание человека, но они были бессильны обеспечить людей работой, снизить квартирную плату и т.д.

Санитарно-гигиеническая культура древней руси и дореволюционной России.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

  1. Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами.

Методы гигиены делят на:

I Методы изучения окружающей среды

II Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека

Методы изучения окружающей среды включают:

  1. Метод санитарного описания

  2. Инструментально-лабораторные методы

Задачей санитарного описания является оценка санитарного состояния того или иного объекта окружающей среды по внешним признакам. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения – водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда населения, больничные, школьные учреждения и т.п. С помощью метода возможно выявление вредного действия на организм того или иного фактора окружающей среды, установление наличия и характера влияния этих факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания населения. Описанию подвергают те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека. Данный метод позволяет охарактеризовать фактор среды лишь косвенно (субъективно).

Для количественной (объективной) оценки фактора санитарное описание необходимо дополнять инструментально-лабораторными исследованиями. В зависимости от того, какие факторы изучаются, могут использоваться следующие инструментально-лабораторные методы исследования:

  • Физические - с помощью них определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрацию, радиоактивное излучение и др. К этим методам относят термометрию, барометрию, шумометрию, виброметрию и др.

  • Химические – применяются для определения химического состава пищевых продуктов, почвы, воды, воздуха.

  • Физико-химические – при помощи этих методов определяют либо физические либо химические компоненты. К этим методам относят полярографию, спектрографию и др.

  • Биологические – определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктов биологических объектов- микроорганизмы, гельминты, вирусы, насекомые и др. К ним относятся микробиологические, гельминтологические, вирусологические, и другие методы исследования.

  • Санитарно-статистические – используют для количественной характеристики объектов окружающей среды. К их числу относятся методы расчета средних значений, показателей распределения и наглядности, других экстенсивных и интенсивных показателей, корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализа.

  • Географические методы – применяют для количественной и качественной характеристик объектов окружающей среды на территории больших регионов. К их числу в первую очередь относятся картографический метод. Существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, динамики загрязнения и др.

Методы изучения влияния окружающей среды на здоровье и организм человека включают:

  1. Методы натурного наблюдения

  2. Методы экспериментального исследования

Используются следующие методы натурного наблюдения:

  • Клинические – используют для определения клинических признаков влияния окружающей среды на здоровье людей. К ним относятся: осмотр, аускультация, пальпация, перкуссия, рентгенография и пр.

  • Физиологические – применяются для регистрации доклинических изменений функциональных показателей органов и систем организма. В эту группу методов входят термометрия, методы определения работоспособности, утомления, функционального состояния ЦНС, состояния потоотделения, АД, аудиометрия и др.

  • Биохимические – используются для определения химического состава жидкостей и тканей организма. Это например, определения содержания оксигемоглобина, глюкозы, гликогена, хлоридов, кальция, витаминов, ферментов и других физиологических компонентов крови, а также содержания в ней токсических веществ – свинца, ртути, метгемоглобина и др.

  • Санитарно-статистические методы – используют для количественной характеристики состояния здоровья (методы расчета средних, экстенсивных и интенсивных показателей) и для количественного определения зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды (методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, факторного анализа).

  • Медико-географические методы – применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории того или иного региона таких показателей здоровья населения, как уровни заболеваемости, инвалидности, смертности, установления причинно-следственных связей между пространственным распределением интенсивности параметров различных факторов окружающей среды и значений показателей здоровья населения.

К методам экспериментального исследования относят:

  • Лабораторный эксперимент на животных – проводится в специальных камерах, на стендах или установках для изучения влияния на организм животных химических, биологических, физических факторов среды с целью установления их безопасных величин или уровней. Чаще всего этот эксперимент проводится с целью гигиенической регламентации факторов окружающей среды – установления ПДК и ПДУ.

  • Лабораторный эксперимент на людях-добровольцах, допускается лишь в тех случаях, когда есть полная проверенная безопасность для здоровья человека. Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов и других гигиенических регламентов. Например при гигиеническом обосновании максимально-разовой ПДК ( изучение порогов обнаружение запаха, раздражающего действия, рефлекторных реакций в условиях кратковременных экспозиций).

Эксперимент с моделированием природных условий проводится на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие в окружающей среде. Например, так изучают процессы накопления в почве и растениях экзогенных химических веществ, таких как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы, и др.

studfiles.net

Из истории отечественной гигиены 3

Девушка страдала натуральной оспой. Она поправилась благодаря правильному лечению и заботливости старательной «сиделки». Молодой медик оправдал возложенные на него надежды, а вскоре вошел в дом Чеботарева на правах мужа выхоженной им пациентки.

У Чеботаревых он имел возможность познакомиться с людьми, составлявшими гордость русской культуры,— с И. П. Тургеневым, Н. И. Новиковым; позднее — с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным.

За годы, проведенные в университете, он дважды удостаивался золотой медали, и правомерно, что именно его направили за границу для подготовки к профессорскому званию. Ни минуты не терял будущий профессор: глубоко изучал хирургию, терапию, глазные, кожные и другие заболевания. Помимо медицины, его интересовали литература, искусство, история, но Особенно — иностранные языки. «Я имею таинство носить в руке лоскут бумаги воровски, чтобы не показаться педантом, и дорогой твержу вокабулы — вот мой способ учиться языкам».

Вернувшись в Россию, Мудров становится ведущим терапевтом, профессором Московского университета. Не случайно Л. Н. Толстой упоминает его в «Войне и мире»: «...Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял, и Мудров еще лучше определил болезнь...» (речь идет о болезни Наташи Ростовой).

Матвею Яковлевичу Мудрову мы в большой степени обязаны утверждением нового направления в медицине — клинического. Это он выдвинул замечательный принцип: лечить не болезнь, а больного. Это он, неустанный реформатор, стремился улучшить медицинское образование. Это о нем такой строгий судья, как Н. И. Пирогов, сделал запись в «Дневнике старого врача»: «Да, Матвей Яковлевич молодец, гений! Чудо, не профессор! Читает божественно!»

Мы для того сравнительно подробно остановились на жизни Мудрова, чтобы было яснее, кто же сделался первым терапевтом-гигиенистом. Вот важнейшее положение его учения: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И я сем состоит первая его обязанность». Столь афористически звучащие слова стали заповедью для русской лечебной медицины. Эта заповедь выношена Мудровым на собственном опыте — опыте вдумчивого и искусного врачевателя. Кроме сказанного, его считают и основоположником отечественной военной гигиены.

И еще одна удивительная черта Мудрова: в трудные годины — война ли, эпидемия ли — отдавать целиком свой талант служению людям. ...Надпись на могильной плите: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова, старшего члена медицинского совета Центральной холерной комиссии, доктора, профессора и директора клинического института Московского университета, действительного статского советника и разных орденов кавалера, окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерой в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия. Полезного жития ему было 55 лет. Родился 23 марта 1776 г., умер 8 июля 1831 г.».

Николая Ивановича Пирогова (1810—1881) знают все. Знают его как гениального хирурга, меньше — как выдающегося педагога.

Пирогов — ученик Мудрова — перенял от него отношение к гигиене и пошел еще дальше. «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

www.medical-enc.ru