Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Пирогов пискарев


Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект Гоголя сочинение

В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект». В этом произведении описывается главный проспект Петербурга в разное время, а затем происходит знакомство с двумя молодыми мужчинами: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

Сравнение двух молодых людей начинается с самого начала повести. Оба мужчины преследуют цель волочение за дамами, прогуливающимися по проспекту вдоль Невы. Художник Пискарев – настоящий романтик. Он хочет влюбиться, поэтому, завидев на проспекте прекрасную брюнетку, он преследует ее. Но, когда он вошел за ней в дом, то с ужасом понял, что дом этот – публичный, а красивая девушка – куртизанка.

Молодой художник не понимает, как такое возможно: прекрасная незнакомка является падшей женщиной. Мужчина отправляется домой и пытается прийти в себя. Неожиданно за ним приезжает карета – дама желает его видеть. Пискарев приезжает на бал, где встречает ту же брюнетку, но никак не может завести с ней разговор, потому что девушка постоянно исчезает с его поля зрения. Художник ищет ее, но никак не находит, а потом просыпается… Юноша никак не может найти себе места, все время представляет девушку на месте своей любимой женщины. Однажды он решается, приходит к брюнетке и предлагает ей семейную и, по его мнению, счастливую, жизнь с ним. Однако девушка выставляет его на посмешище и Пискарев, опечаленный, уходит домой. Через неделю юношу найдут мертвым в собственном доме.

С Пироговым в этот вечер тоже произошло странное событие. Тогда он решил познакомиться с прекрасной блондинкой, но попал в дом к немцу, который, будучи пьяным, требовал от сапожника отрезать ему нос. Пирогов считает нужным вмешаться и получает за это нагоняй. Прекрасная блондинка оказывается женой этого немца. Пирогов начинает ухаживать за девушкой, но взбешенный муж проделывает с влюбившимся мужчиной такое, что автор произведения даже отказывается это описывать. Поручик в порыве чувств собирается выслать немца в Сибирь, но очень скоро забывает от этой ситуации и продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало.

Насколько разные описаны мужчины и насколько различные ситуации с ними произошли! Автором произведения показан контраст между двумя людьми, ситуациями, которые с ними произошли, и их реакцией на произошедшее. Остается только гадать, что влияет на реакции людей на сложившиеся ситуации: характер, воспитание, а может быть, положение в обществе?

Сочинение Пискарёв и Пирогов

Произведение «Невский проспект» было написано в 1831 году. Сюжет книги начинается на Невском проспекте в Петербурге.

Одним из основных образов повести является Пискарев. Герой был молодым художником с ранимой и тонкой душой. Он жил в тяжелых условиях и испытывал нехватку денег. Он был далек от жизни аристократов. Парень обладал особо пламенным воображением. Он слишком бурно воспринимал противоречия города.

Вместе с художником, еще одним главным героем является Пирогов. Пирогов был творением пошлости, бездуховности и приземленности. За счет таких качеств Пирогов был полной противоположностью мечтателю – художнику. Пирогов был поручиком. Он очень восхищался своим чином и всегда хвастался своим офицерским званием.  Офицер принадлежал среднему классу в обществе. Поручик дружил с молодым художником ради собственной выгоды. Офицер хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет. Пирогов был самодовольным и самоуверенным человеком, перед которым не могла устоять ни одна женщина.

А Пискарев был простодушным, тихим, робким и скромным человеком. За его наивность и простодушие Пирогов называл его «простаком». Молодой художник был способен на искренние и чистые чувства. Он полностью погружался в свою творческую работу и не мог смотреть людям прямо в глаза. Смотря на людей, он представлял их как гипсовый бюст или смотрел как на будущую картину, которую хочет нарисовать. Он был влюблен в юную девушку и считал себя недостойным ее. От одного ее взгляда он робел, дрожал и испытывал глубокое счастье. Он не рассказал ей о своих чувствах, боясь, что девушка возненавидит его.

В один вечер он тайно смотрел на нее и не мог подойти. Вернувшись домой, во сне он увидел красавицу. Она позвала влюбленного художника на бал, и рассказала о себе все. Во сне Пискарев стал еще больше восхищаться ей. Сон Пискарева прервался, и он начал искать способы заснуть. Он начал потреблять опиум. Во сне он видел как, женился на ней. Проснувшись, Пискарев решил жениться и тут же побежал к ней домой. Девушка оказалась не такой, какой он ее считал. В ней было много легкомыслия, корысти, пошлости. Девушка его мечты имела отношения с Пироговым. От таких откровений сердце бедного художника разорвалось на части. После чего художник совершил самоубийство. Для художника такое откровение стало его концом. А для Пирогова отношения были простой игрой. На Невском проспекте случились 2 трагедии, которые отразились на судьбе человека.

Таким образом, автор хотел показать различия между судьбами простого человека и людей, имеющих высокий чин.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Письмо в будущее самому себе

    Здравствуй, друг. Сколько лет прошло с нашей последней встречи? Думаю, ты неплохо изменился с тех пор. Я знаю, что никогда не получу от тебя ответа, но, может, оно и к лучшему. Не хорошо знать о том, что тебя ждёт впереди. Никакой интриги, верно?

  • Характеристика и образ Тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" - с Порфирием - происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

    Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

  • Образ и характеристика Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Одним из центральных персонажей рассказа Чехова «Дама с собачкой» является Дмитрий Дмитрич Гуров. Это импозантный и обаятельный мужчина средних лет, приехавший отдохнуть в Ялту.

  • Сочинение Как я однажды играл в футбол 5 класс

    Одним теплым вечером, мы с ребятами со двора договорились поиграть в футбол, разделившись на две команды. В каждой команде было участников поровну. Победа считалась той команды, которая забила пять голов в ворота.

sochinimka.ru

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова По повести Н

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» ) Урок литературы 10 класс

Цели урока • составить сравнительную характеристику героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» ; • выявить основные приемы создания характеров героев; • проследить, как Н. В. Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.

Художник Пискарев и поручик Пирогов на Невском проспекте Художник Д. Кардовский. 1904

Род занятий героев повести Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.

Портреты героев повести «Невский проспект» Пискарев Пирогов «большей частью добрый, кроткий…, «…считаются учеными и застенчивый, беспечный, любящий образованными; не пропускают ни тихое свое искусство» ; «скромно одной публичной лекции» ; «любят толкующий о любимом предмете» ; в пьесе хорошие стихи, также очень любят «с истинным наслаждением трудятся громко вызывать актеров» ; над своею работою. «имеют особенный дар заставлять Они часто питают в себе истинный смеяться» ; «превосходно талант» ; декламировал стихи» ; «имел «застенчивый, робкий, но в душе особенное искусство пускать своей носивший искры чувства» дым кольцами» ; «умел рассказать анекдот» ; «был доволен своим чином» ; «очень льстило это новое достоинство»

Характеристика героев (сцена преследования) Пирогов Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам» ; «не слыша, не видя, не внимая» ; «стараясь сам умерить быстроту своего шага» ; «иногда овладевало им сомнение» ; «колени его дрожали» «не переставал преследовать, …занимая вопросами» ; «смело пробирался» ; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»

Поразмышляем! Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? Пискарев у незнакомки Пирогов и блондинка

Финал преследования Пискарева «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»

Финал преследования Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…» ; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился» ; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»

Вывод Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.

Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева? Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют Пискареву реальность.

Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904 «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться? . . . О, как отвратительна действительность! Что она против мечты? » «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»

Что мы узнаем о характере героя из снов? Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.

Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

Почему Н. В. Гоголь не «дает» снов Пирогова? Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.

Язык и стиль повествования о героях Пискарев Пирогов Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ стиль возвышенный стиль разговорный

Выводы Действительность Мечта Пискарев Пирогов Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях.

Используемые Интернет-ресурсы • http: //www. a 4 format. ru/booktitles. php? lt=195&author=26&dtls_books =1&title=991&submenu=5 • http: //www. openclass. ru/node/203002

present5.com

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

История с Пискаревым

Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей - поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается... Это было во сне.

сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

характеристика Пискарева и Пирогова

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Пирогов и Пискарев характеристика

Чин

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

загрузка...

worldfb.ru

сравнительная характеристика персонажей Н. В. Гоголя

Сегодня мы поговорим о произведении Н. В. Гоголя под названием «Невский проспект». Ее основные персонажи - Пирогов и Пискарев. Сравнительная характеристика этих людей будет рассмотрена в данном материале. Будущее произведение когда-то началось с набросков петербургского пейзажа, которые автор сделал в 1831 году.

О труде

пирогов и пискарев сравнительная характеристикаКак уже было сказано, автор интересующего нас сегодня произведения - Н. В. Гоголь. «Невский проспект» входит в цикл под названием «Петербургские повести». Начинается незамысловатый сюжет описанием проспекта Петербурга в разные временные отрезки. Далее читатель узнает, кто такие Пискарев и Пирогов. Сравнение их начинается с первых нескольких строк повествования. Речь идет о поручике и художнике.

Свидание

гоголь невский проспектЦель этих молодых людей – проследовать за дамами, которые гуляют по проспекту. Художнику-романтику очень хочется влюбиться. Выбирает он брюнетку. Отправляется за ней. Войдя в жилище вслед за девушкой, герой отрезвляется, понимает, что перед ним публичный дом, незнакомка, в свою очередь, проститутка. Пискарев не желает принять, что создание небесной красоты - падшая женщина, которая находится в непристойном заведении, а также ведет пошлые беседы. Его друг намного более приземленный и относится ко всему проще. Вот мы и проанализировали одно событие, которое пережили Пирогов и Пискарев. Сравнительная характеристика в данном случае базируется на абсолютно противоположном восприятии происходящего. С Пироговым также произошла достойная внимания ситуация. В злополучный вечер он решил за блондинкой приударить. В результате попал в жилище одного немца, который требует отрезать собственный нос, поскольку не трезв. Сапожник должен был сделать это. Пирогов вмешивается. Получает нагоняй и спокойно уходит.

Взгляд на вещи

Давайте теперь взглянем, какие жизненные цели имели Пирогов и Пискарев. Сравнительная характеристика может быть основана именно на их убеждениях и принципах. Пирогов занимается обретением места под солнцем любыми способами. Не терзает себя при этом мыслями о любви или нравственности. Он живет исключительно для собственного удовольствия. Гоголь этого персонажа сделал символом пошлости. Он интересуется светом и модой. Единственное его желание – появляться в высшем обществе. Поверхностно может он судить об искусстве и литературе. Дело не в том, что ему нравится, просто, по его мнению, разговор о высоком является признаком хорошего тона. Второй герой живет ради искусства.

Чин

пискарев и пирогов сравнениеСравнительная характеристика героев подтверждает, что у них абсолютно противоположные взгляды на собственное существование, женщин и различные ситуации. Касается это и должности. Заветное желание Пирогова - чин. Для него это пропуск в привольную и светлую жизнь. Очень уж Пирогов гордится своим чином. Автор показывает, каким образом должность может заменить человека. В Пирогове ничего порядочного не осталось. Ведет он себя презрительно и нагло с теми людьми, от которых не зависит. При этом раболепствует перед всеми вышестоящими по званию. Можно сказать, что высекание Пирогова – это испытание для его чести. Гнев героя быстро остыл, а значит, никакого достоинства в его душе нет. Пискарев - совершенно другой человек. Гоголь – это художник полутонов, который противопоставляет героев в какой-то степени даже по освещению. Пискарев - герой вечерний, Пирогов – дневной, серый и обыденный. Они абсолютно разные. Много подобных Пирогову. Пискаревых мало. Описанный в повести художник – это человек, знающий, что такое сострадание, любовь, достоинство и честь. Вот мы рассмотрели, кто такие на самом деле герои Пирогов и Пискарев. Сравнительная характеристика этих персонажей приведена выше.

загрузка...

fjord12.ru

Сопоставление Пирогова и Пискарева по повести Невский проспект (Гоголь Н. В.)

Невский проспект – сердце Петербурга, сотни разных людей каждый день посещают проспект, все с разными судьбами, характерами, но Невский проспект объединяет всех в одно целое, он-герой произведения, живое существо, зеркало Петербургской жизни.

Пискарев – бедный скромный художник, застенчивый, преданный своему делу, но хранящий в себе ту искорку чувств, которая вот вот может обратиться в пламя. Он считает себя недостойным девушки, за которой он следовал, робел и дрожал, а когда она обернулась – весь мир перевернулся в нем, он ощутил столько счастья в этот момент, сколько не ощущал никогда в жизни, он боялся что незнакомка не оценит его старания и возненавидит несчастного художника.

В то время как Пирогов, самоуверенный и самовлюбленный, совершенно уверен, что фортуна в его руках, и без всяких сомнений следует за незнакомкой.

Но обоих людей постигает несчастье в этом деле.

Пискарев не мог смириться и забыть свою незнакомку. В тот вечер убежав от нее, он заснул и ему приснился сон, как она позвала его на бал и объяснилась ему, что она не такая, за какую он принял ее при первой встрече. Она видится ему еще прекраснее, чем раньше. И он идет на все чтобы еще уснуть и увидеться с ней, бежит за опиумом. Сны его посещает долгое время всякая чепуха, и снова она, он уже женат на ней и они счастливы. И просыпаясь, он решает что женится на ней, прибегает

к ее дому, но видит что она совершенно не такая, как во сне, она полна корысти, пошлости, легкомысленности, и он бежит прочь домой и заканчивает свою жизнь самоубийством. Для Пискарева это событие было целой жизнью, для Пирогова – всего лишь игрой.

Невский проспект. Благодаря ему произошли два этих события, которые так трагично отразились в судьбе человека. Это место с вечными загадками и вечным обманом. Таким образом, контраст героев в изображении повести создан для того, чтобы показать различия между судьбами высоких чинов и мелких, совсем ничего не значивших для всего окружающего мира людей. Со всеми судьба обходится по-разному, все переживают события по-разному, в зависимости от характера людей. “Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот.”

.

ege-essay.ru

Пересказ произведения "Невский проспект" Гоголя Н.В.

План пересказа

1. Описание Невского проспекта в разное время суток.2. Пискарев и Пирогов встречают блондинку и брюнетку и следуют за ними.3. Рассуждение о художниках Петербурга.4. Пискарев следует за брюнеткой и жестоко разочаровывается.5. Сон Пискарева.6. Художник добывает опиум, чтобы опять увидеть незнакомку во сне.7. Мечта Пискарева рухнула.8. Пискарев покончил с собой.9. Характеристика Пирогова.10. Пирогов преследует блондинку и узнает, что она жена мастерового Шиллера.11. Настойчивые посещения Пироговым мастерской.12. Неудачное свидание Пирогова с блондинкой: мастеровые вышвыривают его.13. Поручик взбешен, но быстро успокаивается.14. Лживая сущность Невского проспекта.

Пересказ

Автор не спешит «разоблачить» Невский проспект. В его описании он сначала предстает как место для гуляний: «Нет ничего лучше Невского проспекта... Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Затем Гоголь показывает переменчивую жизнь проспекта в течение суток: «Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!» Ранним утром Невский пуст, попадаются лишь нищие, рабочий люд, сонные чиновники, спешащие на службу. В двенадцать часов Невский - педагогический проспект: гувернантки, гувернеры, дети заполняют его. Ближе к двум часам начинается парад чинов. По выражению С.Г. Бочарова, «человеческий образ распался на "лики без души": прекрасные должности и службы; бакенбарды, усы чудные; тысячи сортов шляпок, платьев, платков; тоненькие, узенькие талии; дамские рукава и пр.» С двух до трех «происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый - перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая - ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой - усы, повергающие в изумление». Чиновники сливаются в безликое зеленое пятно. Искажены даже понятия времен года. Весна связывается не с оживлением природы, а с цветом мундиров чиновников.

Жизнь проходит мимо, и единственное, к чему еще стремятся коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари, — «воспользоваться временем и пройтись по Невскому проспекту с осанкою, показывающей, что они вовсе не сидели шесть часов в присутствии». С четырех часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает. Именно в это время здесь встречаются два приятеля: Пискарев и Пирогов. Поручику Пирогову приглянулась некая блондинка, а Пискареву - брюнетка, приятели последовали за незнакомками. Пискарев хотел только видеть красавицу, не смея надеяться на ее внимание. Пискарев - художник. Странное явление - художники петербургские! Они не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, это большей частью «добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий кротко свое искусство... Они часто питают в себе истинный талант...» К такому роду принадлежал Пискарев, «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Взволнованный Пискарев спешил за незнакомкой, которая вдруг, обернувшись, взглянула на него. Ее лицо было сурово, но настолько обворожительно, что художник решился преследовать ее и дальше. Красавица еще раз обернулась, и на ее губах появилась улыбка. Подошли к четырехэтажному дому. Незнакомка, поднимаясь по лестнице, дала знак следовать за нею. «Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет, он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, еще дышащий неопределенною духовною потребностью любви».

Девушка постучала в дверь, и они вместе вошли в нее. Встретила их приятная женщина, нагло посмотревшая на Пискарева. Войдя в комнату, он увидел еще трех женщин. Везде царил какой-то неприятный беспорядок. Сквозь приоткрытую дверь другой комнаты раздавались мужской голос и женский смех. Все уверило его, что он попал в тот отвратительный приют, где «женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное, двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского...» Изумленный, Пискарев увидел, что девушке всего лет 17, что «ужасный разврат» еще не коснулся ее, она была прекрасна. Потрясенный увиденным, Пискарев бросился со всех ног на улицу.

Он сидел дома, повесив голову, как «бедняк, нашедший бесценную жемчужину и тут же выронивший ее в море». Стук в дверь заставил его вздрогнуть и очнуться. В комнату вошел лакей в богатой ливрее. Он сказал, что барыня, у которой он перед этим был, просит пожаловать к ней на дом. Пискарев сел в карету, думая, как разрешить это приключение. «Собственный дом, карета, лакей в богатой ливрее... - все это он никак не мог согласить с комнатою в четвертом этаже, пыльными окнами и расстроенным фор-тепианом». Карета остановилась возле роскошного, богатого дома. Молодой человек попал на бал. Его окружали сверкающие дамские плечи и черные фраки. Все было блистательно. Вдруг появилась она, всех лучше и прекраснее. Красавица пыталась все объяснить, но им помешали. Девушка удалилась, приказав ждать. Пискарев бросился на поиски, но тщетно, и тут... Он проснулся. «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Наскоро раздевшись, художник лег, чтобы опять увидеть тот же сон, но он не явился. Просидев весь день без дела, наш герой бросился в постель, и вот наконец его долгожданный сон. С этого момента сны сделались его жизнью, и «...вся жизнь его приняла странный оборот». Пискарев разучился спать и решил найти опиум - средство для восстановления сна. Пришел к торговцу шалями персиянину. Тот согласился дать ему опиум в обмен на нарисованную красавицу. Схватив баночку с опиумом, он помчался домой, принял опиум и уснул. И вот опять она! Она говорит ему со слезами на глазах: «Не презирайте меня: я вовсе не та, за которую вы принимаете меня... разве я способна к тому, что вы думаете?» Проснувшись растроганным, Пискарев пришел к мысли, что лучше бы ее вовсе не существовало, а была бы она создана художником на холсте: «Боже, что за жизнь наша! Вечный раздор мечты с существенностью!»

Молодой человек с помощью опиума научился видеть ее в снах каждый день. Жизнь для него потеряла смысл. Мысленно он представлял ее своей женою. Его посещали странные идеи. Вдруг она вовлечена в разврат каким-то случаем, и душа ее склонна к раскаянию? Он решает на ней жениться и тем самым спасти ее: «Я возвращу миру прекраснейшее его украшение».

Утром Пискарев отправился к тому злополучному дому. Дверь открыла она. Девушка была все так же прекрасна, но заспана. Она спросила, почему он убежал прошлый раз, и сообщила, что приехала только в семь утра совсем пьяная. Собравшись с духом, Пискарев обрисовал ей все ее ужасное положение и предложил быть его женой: «Правда, я беден, но мы станем трудиться; мы постараемся улучшить нашу жизнь... Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием, и мы ни в чем не будем иметь недостатка». Красавица прервала его, с презрением заявив, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься работою. Пискарев бросился вон, «потерявши чувства и мысли».

Прошла неделя, «его запертая комната ни разу не отворялась». Дверь выломали и нашли бездыханный труп с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко». Никто над ним не поплакал. Даже поручик Пирогов не был на похоронах.

Но обратимся к Пирогову. Он преследовал блондинку и думал с самоуверенностью: «Ты, голубушка, моя!»

«Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества». К таким принадлежал и Пирогов. Поручик обладал «множеством талантов»: декламировал стихи, пускал дым кольцами, рассказывал анекдоты, любил поговорить об актрисах. «Он был очень доволен своим чином».

Пирогов продолжал преследовать незнакомку, пытаясь заговорить с ней, она отвечала резко и отрывисто. Блондинка вошла в ворота «одного довольно запачканного дома». Пирогов — за нею. Затем она прошла через довольно грязную комнату, видимо, мастерскую, и порхнула в боковую дверь. Войдя, Пирогов увидел сидящего Шиллера, но не того, всем известного писателя, а жестяных дел мастера на Мещанской улице. Картина была странной: Шиллера за нос держал Гофман, тоже не писатель, а хороший сапожник с Офицерской улицы, а в руке у него был нож. На немецком языке Шиллер просил товарища отрезать ему эту часть тела, потому что на нее уходит много табаку, словом, она требует больших расходов. И тот, вероятно, выполнил бы просьбу, если бы не вошедший Пирогов. Поручик поздоровался, но в ответ на это был безжалостно выгнан. Его это неприятно озадачило, но мысли о блондинке вытеснили все.

На другой день поручик явился в эту мастерскую заказать шпоры и попытался любезничать с блондинкой. Она пригрозила позвать мужа, и вскоре вошел Шиллер, он был с похмелья и ничего не помнил. Пирогов продолжал заигрывать с блондинкой в присутствии мужа. Шиллеру это не понравилось, и он отправил жену на кухню, принял заказ и проводил поручика. Чем недоступнее была блондинка, тем привлекательнее становилась она для Пирогова, поэтому он все чаше стал осведомляться о шпорах. Шиллеру это надоело, и он старался выполнить заказ поскорее. Наконец шпоры были готовы. Пирогов так хвалил работу Шиллера, что у того «чувство самодовольствия распустилось по душе». Незаметно для себя он согласился на новый заказ Пирогова, в чем незамедлительно раскаялся. Пирогов, уходя, нахально влепил блондинке в самые губки поцелуй. Поступки Пирогова вызвали у Шиллера ревность, и он ломал голову, гадая, как ему избавиться от этого русского офицера. Пирогов между тем намекал в кругу своих товарищей об интрижке с хорошенькою немкою.

Однажды, прохаживаясь по Мещанской, он увидел в окошке немку. В разговоре с ней он выяснил, что Шиллера по воскресеньям не бывает дома. В следующее воскресенье Пирогов явился неожиданно перед блондинкою, испугав ее. Он вел себя очень осторожно и пригласил ее танцевать. «Хорошенькая немка выступила на середину комнаты и подняла прекрасную ножку. Это положение так восхитило Пирогова, что он бросился ее целовать». Она стала кричать и вырываться. В это время в комнату вошли Шиллер, Гофман и столяр Кунц, которые были пьяны, как сапожники. Эти три немца поступили с ним «грубо и невежливо» — выкинули вон.

 

Пирогов был взбешен. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера». Он собирался пожаловаться генералу, а если будет нужно, то самому государю. «Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном пбложении». Вечером зашел к одному приятелю и «так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже кавалеров».

В финале повести — интонация горечи и разочарования. Повествователь восклицает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...»

lit-helper.com

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Искусство и развлечения 27 декабря 2015

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

История с Пискаревым

Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей - поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается... Это было во сне.

сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

характеристика Пискарева и Пирогова

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Пирогов и Пискарев характеристика

Чин

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Сочинение Образование Сочинение "Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести "Тарас Бульба"

Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» приходится писать многим семиклассникам. Два противоположных по характеру и взглядам на жизнь героя представлены Гоголем очень ярко. Судьбы двух бра...

Н.В. Гоголь «Невский проспект»: анализ произведения Искусство и развлечения Н.В. Гоголь «Невский проспект»: анализ произведения

Много писателей XIX века в своих произведениях описывали Петербург. Дело в том, что этот город не совсем обычный, он был создан по прихоти одного человека, но наперекор всем законам природы. На его строительство ушло ...

 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Сравнительные характеристики Остапа и Андрия Искусство и развлечения Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Сравнительные характеристики Остапа и Андрия

Героическая борьба порабощенного украинского народа восхищает и сегодня. Мы узнаем о ней из многочисленных казацких дум, песен, исторических исследований и литературных произведений. Одной из лучших прозаических работ...

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона: таблица. Образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого Искусство и развлечения Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона: таблица. Образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Один из уникальных и гениальных писателей, известных во всем мире, «великая надежда русской литературы», человек, пытавшийся заново осмыслить жизнь, понять ее законы и разгадать тайны. У Льва Николаевича Т...

Характеристика Остапа (Н. Гоголь, Искусство и развлечения Характеристика Остапа (Н. Гоголь, "Тарас Бульба"). Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» – произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой – пугает современного читателя описаниями старинных з...

Образ Варвары в пьесе Искусство и развлечения Образ Варвары в пьесе "Гроза". Сравнительная характеристика Катерины и Варвары

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза». По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она...

В чем сходство плоских и круглых червей? Сравнительная характеристика плоских и круглых червейОбразование В чем сходство плоских и круглых червей? Сравнительная характеристика плоских и круглых червей

Плоские и круглые черви недаром заслужили славу опасных паразитов человека и животных. Поэтому знания об особенностях их строения и жизнедеятельности не повредят каждому из нас. В чем сходство плоских и круглых червей...

Какие часы лучше - кварцевые или механические? Сравнительная характеристика механизмов и советы по выборуДом и семья Какие часы лучше - кварцевые или механические? Сравнительная характеристика механизмов и советы по выбору

На сегодняшний день самыми популярными часовыми механизмами считаются или кварцевые, или механические. Когда речь идет о любых моделях наручных часов, то здесь обсуждению подлежит не только внешний вид, но и качество ...

Гортензия Домашний уют Гортензия "вимс ред": описание, характеристика, посадка и уход в открытом грунте

Гортензия метельчатая «вимс ред» была выведена сравнительно недавно. Несмотря на это, садоводы всего мира по достоинству оценили великолепные декоративные качества этого растения.Hydrangea paniculat...

Сходство ДНК и РНК. Сравнительная характеристика ДНК и РНК: таблицаЗдоровье Сходство ДНК и РНК. Сравнительная характеристика ДНК и РНК: таблица

Каждый живой организм в нашем мире не похож на другие. Друг от друга отличаются не только люди. Животные и растения одного вида тоже имеют различия. Причиной тому являются не только разные условия обитания и жизненный...

monateka.com