Описание картины Ильи Репина «Портрет Пирогова». Портрет пирогов


Портрет хирурга Н.И.Пирогова - Репин И. Е. :: Артпоиск

Портрет хирурга Н.И.Пирогова.

  • Репин И. Е. Портрет хирурга Н.И.Пирогова

Описание

 

Портрет писан во время приезда знаменитого хирурга и педагога на юбилей в Москву в течение трех сеансов 22, 23 и 24 мая 1881 года.

В Пирогове были близки его энергия, сильный темперамент, волевой характер. Он настолько увлекся своей моделью, что кроме живописного выполнил скульптурный портрет Пирогова. Увлечение, с которым писался портрет, сказалось в экспрессии и темпераментности письма. Быстрыми энергичными мазками лепит объем головы и резкие черты лица портретируемого. В чуть закинутой назад голове, выдвинутом вперед подбородке, в крепко сжатых губах и складке между бровями читается напряженная волевая целеустремленность ученого и борца, его сильный ум, но и его крутой нрав и желчный темперамент. Это особенно чувствуется в прищуре плохо видящего левого глаза. не идеализирует модель, но умеет подчеркнуть в ней главное, то, что определяет Пирогова как великого ученого и замечательного практика. Известная нервность мазка, которым с такой силой вылеплен рельеф головы, соответствует нервности, напряженности облика портретируемого.

Этот облик хорошо выражает и напряженная красочная гамма. Красноватое старческое лицо ярко выделяется в контрасте с белой (с прозеленью в тенях) бородкой и белым воротничком. Вся голова эффектно смотрится на темном фоне. Энергия чувствуется и в том жесте, которым Пирогов засунул руки в карманы пальто. Его взятая погрудно фигура дана компактной массой, одновременно и обобщенной и хорошо градуированной различными оттенками черного цвета, которыми переданы пальто, костюм и галстук.

artpoisk.info

Описание картины Ильи Репина «Портрет Пирогова»

Описание картины Ильи Репина «Портрет Пирогова»

Это полотно было написано Репиным в далеком 1881 году. Тогда художник как будто предугадал скорую кончину великого ученого и медика, ведь буквально через несколько месяцев после завершения работы над картиной сам Пирогов умирает.

Совершенно недавно отмечалось сто лет с момента профессиональной деятельности ученого. Его вклад в развитие страны невозможно передать несколькими словами, поэтому приступим к рассмотрению непосредственно самого полотна, которое было создано вопреки сжатым срокам, вызванным плотным и занятым графиком ученого.

После завершения работы над картиной Репин еще долго вспоминал о том, насколько сильно пленили его трудоспособность и жизненная сила Пирогова. Он говорил, что никогда еще не мог работать так быстро, как в случае с великим ученым. И вызвано это было не столько спешкой, сколько великим вдохновением той жизненной силой и энергией, которая исходила от великого хирурга. Чтобы было понятно, что это все далеко не пустые слова скажем только, что Репину понадобилось всего 3 посещения Пирогова, чтобы портрет был готов.

Рассматривая полотно, сразу же обращаем свой взгляд на темный фон. Он красиво выделяет седые виски хирурга и слегка красноватое лицо. Взгляд мужчины сразу же выдает его волевой и решительных характер, а также отсутствие боязни перед любыми трудностями, которые встречаются на его пути. Губы профессора слегка поджаты. Он решительно скрестил руки на груди, не желая открывать свои тайны никому из знакомых, нахмурив лоб и опустив брови. Мы можем увидеть, что профессор не просто упрям, он очень горяч по характеру, что свидетельствует также о вспыльчивости. Несмотря на эти, казалось бы, чересчур резкие и решительные черты, Пирогов не выглядит злым или унылым, наоборот, через все полотно проходит глубокая мудрость и бесценный жизненный опыт.

opisanie-kartin.com

Хирург Николай Пирогов (портрет) | Info-Farm.RU

Хирург Николай Пирогов (портрет) — предсмертное изображение известного врача работы художника Ильи Репина, созданное в 1881 году.

Репинские варианты или кому нужен портрет гения?

Репина как художника остро интересовали яркие личности и в жизни, и на сцене театра, и в науке. Он водил дружбу, приближал к себе или даже знакомился с каждым, в ком теплилась точка живости, способностей, таланта. Он горько ошибся в первой жене, вялой и ленивой. И уже пожилым сошелся с оригинальной лицом и писательницей Нордман-Северова.

Важной составляющей таланта самого Репина была страсть портретиста. В его творчестве портреты своих детей, историков и письменикив, актеров, композиторов. Дошла очередь и до ученых, потому что в 19 веке развитие капитализма оживил научной жизни. И периодических изданий и общество живо обсуждали научные достижения Луи Пастера, Роберта Коха, Дмитрия Менделеева. В Российской империи властителем дум стал ученый и хирург Николай Пирогов. Как художник Репин и потребовал создать портрет прославленного ученого и врача. Они смогли встретиться только в мае 1881 года, во время празднования 50-летия врачебной и научной деятельности Пирогова. Ради этого художник намеренно прибыл в Москву и встречал Пирогова на Курском вокзале. Торжества состоялись в Московском университете. Пирогов позировал художнику в гостинице «Дрезден» — после переговоров с Павлом Третьяковым. Так появились портрет масляными Ферб и ряд рисунков, предшествовавших созданию скульптуры-бюст.

Отношения не слишком складывались, потому Пирогов не заказывал портрета и не собирался его покупать. В его семье сложился плохой материальное положение через принудительное освобождение Пирогова с государственной службы. Его раздражал толпу, угнетала собственная немощь быстро прогрессировала. Ни радовался он и торжествам и бредовые вокруг себя. Репин это замечал, чувствовал интуитивно, хотя не уступал своим намерениям создать его портрет несмотря все. Поэтому выполнил не только портрет масляными красками, но и поруддя в гипсе. Нечасто, но Репин брался за глину, гипс и работал как скульптор. Чести быть воспроизведенным и в гипсе дождался и Пирогов, которого художник считал гением. Летом того же года Репин отбыл в усадьбу Хотьково, граничащая с прославленным Абрамцево, где работал над скульптурой.

Чуть позже, Репин и государство узнают о смерти Николая Пирогова в январе 1881 года. Пирогов чувствовал непоправимое и еще в 1879 году начал писать «Жизненные вопросы. Дневник старого врача »(на русском« Вопросы жизни. Дневник старого врача »). Но смерть не дала закончить. Художник чувствовал и тоску, и удовольствие, ведь успел реализовать собственные планы, зафиксировать черты прославленного ученого и современника. Только проблем не меньше. Не только Пирогов или его семья, никто — не желал приобрести портрет только что умершего корифея. С горечью об этом позорном состоянии отозвался Илья Репин в письме к В.В. Стасова Кому нужен у нас портрет или бюст гениальной личности? .. Вопрос становилось риторическим.

Вариант гипсового бюста работы Репина получил в подарок обладатель Абрамцева — меценат Савва Мамонтов. Вариантов гипсового бюста было создано несколько и впоследствии они разойдутся страной. Один попадет в Национальный музей русского искусства в город Киев. Позже бюст Пирогова снимут форму и воссоздадут в Фронзо, потому хрупкий гипс — материал непрочный. Вариант, что имел Савва Мамонтов, тоже воспроизвели в бронзе и тот попадет в Третьяковскую галерею.

Описание произведения

  • Татьяна Щепкина-Куперник, актриса, переводчик, поэт, 1914, Харьковский художественный музей

  • «Осенний букет», портрет дочери Репина Веры, 1892, Третьяковская галерея

  • Итальянская актриса Элеонора Дузе, рисунок, 1891, Третьяковская галерея

  • Автопортрет с Нордман-Северова, 1903, Атенеум, Хельсинки, Финляндия.

  • Актриса Мария Андреева, 1905, Минск, Беларусь

В портретах Репин ни был склонен к комплиментам или слишком идеализации модели. Но увлечение личностью отражалось в произведении, поэтому такие широкие жесты в Репинского портрете Федора Шаляпина, такое увлечение эффектной внешностью женщин и их платьями (искренность актрисы и поэтессы Татьяны Щепкина-Куперник, манернисть Элеоноры Дузе, пустые жесты актрисы Яворской, модный стериотип Святополк-Четвертинским, буржуазный блеск Марии Андреевой). Более широкий диапазон психологических состояний, настроений и характеров наблюдается в портретах мужчин: старческая депрессивность художника Боголюбова, подозрительность композитора Павла Браламберга, костюмированная академичность Дмитрия Менделеева, сумм больного Мусоргского, самоуглубленность Павла Третьякова.

  • Художник Алексей Боголюбов, 1882, Саратовский художественный музей имени Радищева

  • Профессор Менделеев в мантии Эдинбургского университета, 1885, акварель. Третьяковская галерея

  • Павел Иванович Браламберг, 1884, Третьяковская галерея

  • Больной Модест Мусоргский

  • Павел Третьяков, 1901

Портрет Николая Пирогова последнего года жизни трудно назвать парадным или приятным. Цвета тусклые и темные. Седой и тяжело болен Николай Иванович смотрит и подозрительно, и неприветливо. Репин не мог знать всех подробностей жизни и материальных проблем портретируемого. Но решился точно воспроизвести противоречия в образе ученого — уверенную позу, гордо прямую спину и болезненный взгляд угасающей человека. Осталось пожалеть, что они встретились так поздно и Репин не знал и не видел Пирогова юноши-вундеркинда, профессора в 26 лет и ученого-смельчака, стал незаурядным авторитетом медицинской науки и практики середины 19 века. Возможно, мы бы имели другой, жизнеутверждающий портрет Пирогова.

Изображения по теме

  • Хирург Николай Пирогов портрет
  • Хирург Николай Пирогов портрет

info-farm.ru

СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ХИРУРГА | Наука и жизнь

Бронзовый бюст Н. И. Пирогова находится в Рязанском государственном медицинском университете.

Портрет Н. И. Пирогова написан Репиным в 1881 году и через год был приобретен у автора П. М. Третьяковым для картинной галереи.

На кафедре госпитальной хирургии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова хранится бронзовый скульптурный портрет хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). Это копия скульптуры, выполненной Ильей Ефимовичем Репиным. Художник редко брался за скульптуру, хотя скульптор он, по выражению В. В. Стасова, был отменный. Тем более любопытно, почему Репин решил лепить Пирогова? Что побудило художника оставить нам его образ в хрупком гипсе?

Репин пристально следил за деятельностью Пирогова и всегда восторженно отзывался о нем. "Пирогов - гений! Да, несомненный гений", - говорил художник. Он мечтал встретиться с хирургом для того, чтобы написать его портрет. Удалось ему это только в мае 1881 года, когда праздновалось 50-летие врачебной и научной деятельности Н. И. Пирогова.

Илья Ефимович специально по этому поводу приехал в Москву и встречал юбиляра на Курском вокзале. В результате появилась написанная маслом картина. Художник как бы со стороны, издалека, из-за спин ожидающих, изобразил Пирогова в вагонном тамбуре, а на перроне - встречающая его восторженная публика. Картина хранится в Военно-медицинском музее.

В собрании Государственного Русского музея находится рисунок Репина "Н. И. Пирогов, А. И. Урусов и С. М. Третьяков на юбилее Н. И. Пирогова в актовом зале Московского университета" с авторской надписью: "24 мая 1881. Москва". Тогда же при активном посредничестве С. М. Третьякова художник получил согласие Пирогова писать его портрет. Работали в гостинице "Дрезден" 23, 24, 25 и 26 мая. Результатом этой быстрой и утомительной как для художника, так и для Пирогова работы стали превосходный портрет маслом и серия рисунков для будущего гипсового бюста.

Сейчас невозможно документально восстановить беседы, которые велись во время сеансов в гостинице "Дрезден". Несомненно одно: они легко могли понять друг друга, два мыслителя, два художника, стремившиеся проникнуть в сокровенные тайники человеческой души, в тайны человеческого тела. Репин был тогда почти вдвое моложе Пирогова; и портрет и бюст, возможно, стали символами глубокого уважения младшего к старшему.

Пирогов никогда не шел на компромисс с совестью. Жизнь и здоровье больного для него были превыше всего. В свое время, возвратившись с "севастопольской страды", Пирогов откровенно рассказал императору Александру II о царящем в армии воровстве. Столичным чиновникам лейб-медик после этого окончательно разонравился, и его отправили в киевскую почетную ссылку, отлучив от практической медицины. Непросто жилось и Репину. Так получилось, что несгибаемы были оба: и Репин и Пирогов.

В 1879 году Пирогов начал писать свои записки "Вопросы жизни. Дневник старого врача". Писал и все спешил, опасаясь оставить "Дневник" неоконченным. Так оно и вышло. Прекрасный диагност, гениальный хирург, он обнаружил у себя маленькую язву на твердом нЈбе. Сперва принимал ее за ожог, но вскоре понял, что это рак слизистой оболочки рта. В свои семьдесят лет решил операции не делать, да и знал - не поможет.

На юбилейное собрание почитатели Николая Ивановича приехали со всей России и из Европы. Все было торжественно, парадно и празднично. Близкие уже догадывались, что юбилей этот - скорее панихида, а приветствия и поздравления - некрологи. Наверняка знал об этом и Репин. Депрессия юбиляра усугублялась еще и довольно стесненными материальными обстоятельствами.

Все это вместе взятое отразилось в торжественно-мрачном портрете хирурга: жесткая, почти до глаз борода, гордо откинутая, подчеркнуто несклоняемая голова, резко очерченный мощный "пироговский" череп. Репину удалось сделать так, что глаза Пирогова смотрят на зрителя неотрывно и пристально. Магическое репинское искусство... От всей фигуры веет духом спокойствия и бессмертия.

То, что Репин оставил кроме живописного портрета Пирогова еще и его гипсовый бюст, можно считать логичным завершением их короткого знакомства, данью Пирогову как знаменитому хирургу века, создателю "скульптурной" анатомии, пионеру применения гипса при лечении переломов костей.

В 1865 году Н. И. Пирогов вспоминал о первом знакомстве со свойствами гипса: "Почти за полтора года до осады Севастополя я в первый раз увидел у одного скульптора действие гипсового раствора на полотно. Я догадался, что его можно применить в хирургии, и тотчас же положил бинты и полоски холста, намоченные этим раствором, на сложный перелом голени. Успех был замечательный... Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой хирургии и поэтому опубликовал описание моего способа..." Позднее известный ортопед Г. И. Турнер писал: "Работа с гипсом представляет искусство, подобное скульптуре, и требует подготовленных рук".

Репин увидел в Пирогове настоящего художника, поднявшего своим творчеством хирургическое мастерство на высочайшую ступень, где не существует грани между большой медициной и искусством.

Художник работал над бюстом в июне 1881 года, живя в Подмосковье, в Хотькове. Репин часто пользовался гостеприимством хозяина соседнего Абрамцева - Саввы Ивановича Мамонтова. Помещик-меценат, знаток искусства, неплохой художник-любитель, он исключительно тепло относился к художнику. В начале июля бюст был закончен. И бюст и портрет Пирогова художник сначала намеревался оставить у себя, по-видимому, не надеясь на то, что они будут проданы. "Кому нужен у нас портрет или бюст гениального человека?" - с сожалением писал он В. В. Стасову.

Гипсовый бюст хирурга Репин подарил Мамонтову. Другие гипсовые экземпляры находятся в различных музеях: в Третьяковской галерее, в Киевском музее русского искусства и в Санкт-Петербурге - в Музее Академии художеств, в Доме медицинских работников и в Музее-усадьбе "Пенаты". (Во всяком случае, двадцать лет назад они там еще были.)

Удалось выяснить, что с гипсовых оригиналов до 1950 года были отлиты три бронзовые копии. Одна находилась в Музее Н. И. Пирогова в Ленинграде (1930-е годы), другая копия с оригинала, подаренного хозяину Абрамцева, выставлена в Третьяковской галерее. Третья, выполненная с того же оригинала в институте Цветметзолота в начале 1948 года, находилась в одной из московских хирургических клиник. Затем в 1950 году этот бронзовый бюст с надписью: "Савве Ивановичу Мамонтову от автора Хотьково, июнь 1881 леп Репинъ" попал в Рязань. Скульптуру перевезли на бортовой полуторке из Института имени Склифосовского. Об этом мне рассказала Ирина Матвеевна Флорианович, врач-хирург, переехавшая из Москвы в Рязань пятьдесят лет назад.

Бюст весит около трех пудов, но это обстоятельство не мешало ему иногда путешествовать по другим адресам в городе: на вечера медиков, на конференции медицинских сестер, к студентам. Тогдашние молодые люди были любознательны, задавали массу вопросов. Приходилось рассказывать и о Пирогове, и о Репине, и, разумеется, о бюсте.

Однажды бронзовый бюст осмотрел известный советский металлург Евгений Минкин. Мэтр высказался однозначно: "Изделие может жить вечно, если его не перельют на подсвечники". Профессор А. Л. Гуща срочно повелел тогда студентам перетащить коллекционную вещь в свой кабинет, где она хранится до сих пор.

www.nkj.ru

Николай Иванович Пирогов

Со временем русское имя Николай приобретает для меня какое-то философско-метафизическое значение. Сколько выдающихся людей – художников, учёных, литераторов, были рождены под этим именем. Вот и сегодня предлагаю тему о выдающемся русском учёном Николае Ивановиче Пирогове.

Николай Иванович Пирогов- 13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня, ныне Винница. Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент РАН.Николай Иванович родился в Москве в 1810 году. Внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Его отец служил казначеем майором провиантского депо, был комиссионером 9-го класса. Иван Иванович Пирогов имел четырнадцать детей, большинство умерло в младенчестве. Из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный. 

Илья Репин Портрет хирурга Н.И.Пирогова 1881 г.

В 1815 году было издано собрание карикатур - “Подарок детям в память 1812 года”. Каждую карикатуру поясняли стихи.

По этим карикатурам Николай выучился грамоте. Читал охотно и много. Одна из первых его книг - “Зрелища вселенныя”:

картинки с объяснениями по-русски, по-немецки, по-латыни. Эта маленькая энциклопедия включала рассказы о земле и

небе, о металлах и камнях, о животных и растениях, о человеческих занятиях и о неодушевленных телах. Нравились Николаю приключения и путешествия Васко да Гамы, “Дон-Кихота”, “Робинзона Крузо”, с удовольствием читал Жуковского, Державина, Крылова.

А.Сорока Н.И.Пирогов с няней Екатериной Михайловной

Получить образование ему помог знакомый семьи - известный московский врач, профессор Московского университета Е. Мухин, который заметил способности мальчика и стал заниматься с ним индивидуально.В одиннадцать лет Николай поступил в частный пансион Кряжева. Курс обучения там был платным и рассчитан на шесть лет. Учащихся пансиона готовили для чиновной службы. Иван Иванович рассчитывал, что его сын получит хорошее образование и сможет добиться “благородного”, дворянского звания. Он не думал о медицинской карьере сына, так как в то время медицина была занятием разночинцев. Николай проучился в пансионе два года, затем в семье кончились деньги на обучение. 

Когда Николаю исполнилось четырнадцать лет, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года, но экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей.Пирогов учился легко. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье. Умер отец, дом и почти все имущество пошли в уплату долгов - семья осталась сразу без кормильца и без крова. Николаю порой не в чем было пойти на лекции: сапоги худые, а куртка такая, что шинель снять было совестно. Наконец Николаю удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила его в том, что он должен стать хирургом.

Получив диплом, Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в университет города Дерпта (ныне Тарту). В то время Юрьевский университет считался лучшим в России. В Дерпте Пирогов, засучив рукава, залез в практику. Слушал лекции профессора хирургии Мойера, присутствовал на операциях, ассистировал, дотемна засиживался в анатомичке, препарировал, ставил опыты. В его комнате свеча не гасла и после полуночи - читал, делал заметки, выписки, пробовал свои литературные силы. В университете Николай познакомился с Владимиром Ивановичем Далем. Он был старше Пирогова и уже успел выйти в отставку (говорили, что едкая сатира на адмирала помогла скорой отставке). В клинике они много работали вместе и стали большими друзьями.В хирургической клинике Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет был избран профессором хирургии Дерптского университета.

В.Пирогов Защита Пироговым докторской диссертации

После защиты в 1832 году докторской диссертации Пирогова направили в Берлин. Молодой профессор приехал за границу, умеющим брать нужное, отбрасывать лишнее, уверенным в своих силах. Учителя он нашел не в Берлине, а в Геттингене, в лице профессора Лангенбека. Он ненавидел медлительность и требовал быстрой, четкой и ритмичной работы.

А.Сидоров Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский в Гейдельберге

Возвращаясь домой, Пирогов тяжело заболел и был оставлен для лечения в Риге. Риге повезло: не заболей Пирогов, она не стала бы площадкой его стремительного признания. Едва Пирогов поднялся с госпитальной койки, он взялся оперировать. До города и прежде доходили слухи о подающем великие надежды молодом хирурге. Теперь предстояло подтвердить бежавшую далеко впереди добрую славу. Он начал с ринопластики: безносому цирюльнику выкроил новый нос. Потом он вспоминал, что это был лучший нос из всех изготовленных им в жизни. За пластической операцией последовали неизбежные лопатамии, ампутации, удаления опухолей. 

Из Риги он направился в Дерпт, где узнал, что обещанную ему московскую кафедру отдали другому кандидату. Но ему повезло - Иван Филиппович Мойер передал ученику свою клинику в Дерпте. Зиму 1836 года Пирогов встретил в Петербурге. Ждал, пока министр соблаговолит утвердить его на кафедру в Дерпте. В 1838 г. на полгода Пирогов ездил учиться во Францию, куда пятью годами раньше, после профессорского института, его не пожелало отпустить начальство. В парижских клиниках он схватывает кое-какие занятные частности и не находит ничего неведомого. 

18 января 1841 года Николай I утвердил перевод Пирогова из Дерпта в Петербург для исполнения обязанностей профессора Медико-хирургической академии. Здесь ученый проработал более десяти лет. В аудиторию, где он читает курс хирургии, набивается человек триста, не менее: теснятся на скамьях не только медики, послушать Пирогова являются студенты других учебных заведений, литераторы, чиновники, военные, художники, инженеры, даже дамы. О нем пишут газеты и журналы, сравнивают его лекции с концертами прославленной итальянки Анжелики Каталани.Николая Ивановича назначают директором Инструментального завода, и он соглашается. Теперь он придумывает инструменты, которыми любой хирург сделает операцию хорошо и быстро. Его просят принять должность консультанта в одной больнице, в другой, в третьей, и он опять соглашается.

К. Кузнецов и В. Сидорук Чудесный доктор

Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии. Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне переработаны; кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени называется «операцией Пирогова».

Но не только благожелатели окружали ученого. Немало у него было завистников и врагов, которым претило рвение и фанатизм врача. На втором году петербургской жизни Пирогов тяжело заболел, отравленный госпитальными миазмами и дурным воздухом мертвецкой. Полтора месяца не мог подняться. Тогда же он познакомился с Екатериной Дмитриевной Березиной, девушкой из родовитой, но развалившейся и сильно обедневшей семьи. Состоялось торопливое скромное венчание.Выздоровев, Пирогов вновь окунулся в работу, великие дела ждали его. Он «запер» жену в четырех стенах нанятой и, по советам знакомых, обставленной квартиры. В театр не возил, потому что допоздна пропадал в театре анатомическом, на балы с ней не ездил, потому что балы безделье, отбирал у нее романы и подсовывал ей взамен ученые журналы. Пирогов ревниво отстранял жену от подруг, потому что она должна была всецело принадлежать ему, как он всецело принадлежит науке. А женщине, наверно, было слишком много и слишком мало одного великого Пирогова. Екатерина Дмитриевна умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни.Но в тяжкие для Пирогова дни горя и отчаяния случилось великое событие - высочайше был утвержден его проект первого в мире Анатомического института.

Л. Коштелянчук После операции

В 1847 году Пирогов уехал на Кавказ в действующую армию, так как хотел проверить в полевых условиях разработанные им операционные методы. На Кавказе он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. Здесь же, в ауле Салты, Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провёл около 10 000 операций под эфирным наркозом.

После смерти Екатерины Дмитриевны Пирогов остался один. "У меня нет друзей", - признавался он с обычной прямотой. А дома его ждали мальчики, сыновья, Николай и Владимир. Пирогов дважды неудачно пытался жениться по расчету, чего он не считал нужным скрывать от себя самого, от знакомых, похоже, что и от девиц, намечаемых в невесты. В небольшом кружке знакомых, где Пирогов иногда проводил вечера, ему рассказали про двадцатидвухлетнюю баронессу Александру Антоновну Бистром, восторженно читающую и перечитывающую его статью об идеале женщины. Девушка чувствует себя одинокой душой, много и серьезно размышляет о жизни, любит детей. В разговоре ее называли "девушкой с убеждениями".

Пирогов сделал баронессе Бистром предложение. Она согласилась. Собираясь в имение родителей невесты, где предполагалось сыграть незаметную свадьбу. Пирогов, заранее уверенный, что медовый месяц, нарушив привычные его занятия, сделает его вспыльчивым и нетерпимым, просил Александру Антоновну подобрать к его приезду увечных бедняков, нуждающихся в операции: работа усладит первую пору любви!

В 1855 году, во время Крымской войны, Пирогов был главным хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

Л. Коштелянчук Н.И.Пирогов и матрос Петр Кошка.

Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе совершенно нового метода ухода за ранеными. Раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте: в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

В октябре 1855 года в Симферополе произошла встреча двух великих ученых - Н.И.Пирогова и Д.И.Менделеева. Известный химик, автор периодического закона химических элементов, а тогда скромный учитель Симферопольской гимназии, обратился к Николаю Ивановичу за консультацией по рекомендации петербургского лейб-медика Н.Ф.Здекауэра, который находил у Менделеева туберкулез и что, по его мнению, жить больному осталось несколько месяцев. Это было очевидно: огромные перегрузки, которые взвалил на свои плечи 19-летний юноша, и сырой климат Петербурга, где он учился, отрицательно сказались на его здоровье. Н.И.Пирогов не подтвердил диагноз своего коллеги, назначил необходимое лечение и этим вернул больного к жизни.

Впоследствии Д.И.Менделеев с восторгом отзывался о Николае Ивановиче: "Вот это был врач! Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял".

За заслуги в оказании помощи раненым и больным Н.И.Пирогов был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени.

Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и ее вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость и в июле 1858 был «сослан» в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Уже осенью в округе открываются воскресные школы. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост в марте 1861 года. Но общество не хотело обходиться без Пирогова. Его отправляют за границу руководителем молодых русских ученых. За короткий срок Пирогов осмотрел 25 зарубежных университетов, составил подробный отчет о занятиях каждого из профессорских кандидатов. Составил характеристики профессоров, у которых они работали. Изучил состояние высшего образования в разных странах, изложил свои наблюдения и выводы.

В октябре 1862 г. Пирогов консультировал Гарибальди.Никто из самых знаменитых врачей Европы не мог отыскать засевшую в его теле пулю. Извлечь пулю и вылечить знаменитого итальянца удалось только русскому хирургу. 

К. Кузнецов Н.И.Пирогов у Джузеппе Гарибальди.

Сергей Присекин Пирогов и Гарибальди 1998 г.

После покушения на Александра II в России усилилась реакция, Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию.В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. 

А.Сидоров Приезд Н.В.Склифасовского в усадьбу Вишня

К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий. Относительно надолго Пирогов лишь дважды покидал имение: первый раз в 1870 году во время прусско-французской войны, будучи приглашён на фронт от имени Международного Красного Креста, и второй раз, в 1877—1878 гг. — уже в очень пожилом возрасте — несколько месяцев работал на фронте во время русско-турецкой войны.

Когда император Александр II посетил Болгарию в августе 1877 г., во время русско-турецкой войны 1877—1878, он вспомнил о Пирогове как о несравненном хирурге и лучшем организаторе медицинской службы на фронте. Несмотря на свой пожилой возраст (тогда Пирогову исполнились уже 67 лет), Николай Иванович согласился отправиться в Болгарию при условии, что ему будет предоставлена полная свобода действий. Его желание было удовлетворено, и 10 октября 1877 Пирогов прибыл в Болгарию, в деревню Горна-Студена, недалеко от Плевна, где располагалась главная квартира русского командования.

Пирогов организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах в Свиштове, Згалеве, Болгарене, Горна-Студена, Велико-Тырново, Бохот, Бяла, Плевне. 

С 10 октября по 17 декабря 1877 г. Пирогов проехал свыше 700 км на бричке и санях, по территории в 12 000 кв. км., занятой русскими между реками Вит и Янтра. Николай Иванович посетил 11 русских военно-временных больниц, 10 дивизионных лазаретов и 3 аптечных склада, дислоцированных в 22 разных населённых пунктах. За это время он занимался лечением и оперировал как русских солдат, так и многих болгар.

В 1881 году Н. И. Пирогов стал 5-м почетным гражданином Москвы «в связи с пятидесятилетней трудовой деятельностью на поприще просвещения, науки и гражданственности».

Илья Репин Приезд Николая Ивановича Пирогова в Москву на 50-летний юбилей его научной деятельности. Эскиз. 1883-88 г.г.

Он до конца жизни хотя бы один день в неделю принимал бесплатно больных на дому — в частной практике его хирургическое искусство достигло своей вершины. Искал благотворителей для студентов и открывал воскресные школы. 

А.Сидоров Чайковский у Пирогова

Имение под Винницей, где сейчас находится музей великого врача, Николай Иванович Пирогов купил в конце своей жизни. Тогда здесь было село Вишня, позднее переименованное в Пирогово. Пожилой врач в эти годы занимался, в основном, административной и педагогической работой – открывал, например, воскресные школы. Но и медицины не оставил. К этому времени Пирогов стал убежденным христианином, а его профессиональное мастерство достигло своей вершины. В своем имении он открыл бесплатную больницу и насадил различные лекарственные растения для ее нужд. В этом раю, засаженном липами и пронизанном запахом тысячи трав, лечение давало стопроцентный результат, потому что здесь не было различных госпитальных зараз и ворующих интендантов. Здесь Пирогов работал над «Дневником старого врача», в котором намеревался описать всю свою жизнь, но успел в воспоминаниях дойти только до помолвки с женой. «В первый раз я пожелал бессмертия — загробной жизни. Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна — так она была сладка. Умереть в то время, когда любишь, и умереть навеки, безвозвратно, мне показалось тогда, в первый раз в жизни, чем-то необыкновенно страшным…Со временем я узнал по опыту, что не одна только любовь составляет причину желания вечно жить...» Рукопись дневника обрывается на середине фразы. Карандаш выпал из руки хирурга. Умирал Пирогов мучительно – как лечить вызванный курением рак он не знал.

В гроб Николай Пирогов был положен в черном мундире тайного советника педагогического департамента.Незадолго до смерти Пирогов получил книгу своего ученика Д. Выводцева, который описал, как забальзамировал внезапно умершего китайского посла. Пирогов с одобрением отозвался о книге. Когда он умер, вдова Александра Антоновна обратилась к Выводцеву с просьбой повторить этот опыт.

Его тело с разрешения церкви было забальзамировано и погребено в мавзолее в д. Вишня под Винницей. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом поврежден, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию. Официально гробница Пирогова именуется "церковь-некрополь", освященный в честь святителя Николая Мирликийского. Тело находится ниже уровня земли в траурном зале - цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.

В кабинете хирурга Николая Пирогова до сих пор идут огромные напольные часы с маятником. Но посетителей в кабинет не пускают, можно только заглядывать через веревочку. Из-за гула маятника возникает ощущение затаившейся жизни, но не пироговской – а какой-то андерсоновской. Постный порядок. Тапочки с веревочками на ногах. Прилежная живопись – по этапам жизненного пути. Анатомические препараты. Интересно в «Аптечном домике», где фигуры из пластика изображают один момент из жизни Пирогова. А в главном доме как-то натянуто и пусто. Фантосмагаричность обстановки дополняет украинский лопоток смотрительниц. Трудно представить этот несуразный особняк жильем не знавшего скуки некукольного человека, постоянно курившего трубку, насквозь пропахшего спиртом, дезинфекцией. Резкого, шумного русского врача, который мог писать жене из осажденного Севастополя: «Жил в скверном номере «Золотого якоря», по вечерам ловил блох и вшей, ездил по грязным улицам и ел чудные груши».

Рисунок Пирогова

 

Источник Livejournal

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Николай Иванович Пирогов

Черепов Владислав Сергеевич, Эб02/1303

Исторический портрет Николая Ивановича Пирогова.

Я хотел бы написать исторический портрет данной личности, потому что знаю о феноменальных способностях этого человека в медицине. Когда-то давно я прочитал в энциклопедии, что этот человек мог делать ампутацию голени всего лишь за восемь минут! Современные хирурги наверняка не представляют себе, как такое вообще возможно. Мне давно было интересно, какие еще у него были достижения во врачевании. Поэтому я решил найти больше информации о нём.

Николай Иванович Пирогов родился 13 ноября 1810 года в Москве, в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова. Мать Николая Ивановича, Елизавета Ивановна Новикова принадлежала к старой купеческой православной семье еврейского происхождения.

Когда Николаю было 14 лет, поступил на медицинский факультет Московского университета. Я хочу заметить, что тогда юный Пирогов считал медицину «наукой неприглядной и вовсе непонятной». Получив диплом, ещё несколько лет учился за границей. К профессорской деятельности Пирогов готовился в Профессорском институте при Дерптском. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет. Удивительно, что блестяще защитив докторскую диссертацию, в возрасте всего лишь двадцати шести лет он был избран профессором Дерптского университета. Через несколько лет Пирогов был приглашён в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии.

Теперь хотелось бы остановиться на достижениях Николая Ивановича в медицине. Для начала скажу, что о великом таланте хирурга Пирогова ходили легенды ещё тогда, когда он молодым специалистом проходил обучение в университете города Дерпта, и много позже, когда он стал известным врачом. Однажды он отверг мнение известных врачей относительно диагноза, поставленного Менделееву, и оказался прав. Позднее Дмитрий Иванович Менделеев вспоминал: «Вот это был врач. Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял».

Что же сделал Пирогов? Пирогов издал первый анатомический атлас под заглавием «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях». То есть, Николай Иванович сначала проводил исследования на замороженных трупах (Пирогов называл это «ледяной анатомией»). Лично для меня это не очень приятно, но эти исследования принесли огромную пользу не только самому Пирогову. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой всего последующего развития оперативной хирургии.

Именно во время Крымской войны Николай Иванович Пирогов, оперируя раненых, стал применять гипсовую повязку (он ее не изобретал, их применяли арабские врачи еще в средние века). Но именно Пирогов впервые в мире ее массово применял на поле боя и положил начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей, избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Впервые в мире Николай Иванович применил наркоз в военно-полевой хирургии. Пирогов писал: «Мы надеемся, что отныне эфирный прибор будет составлять, так же как и хирургический нож, необходимую принадлежность каждого врача во время его действий на бранном поле»

Когда началась героическая оборона Севастополя в 1854 году, Пирогов добился отправки на фронт. То, что он увидел в Севастополе, мне трудно описать: госпитали переполнены, раненые заживо гнили на грязных матрацах, не было ни белья, ни лекарств. В первую очередь Пирогов рассортировал раненых и десять дней подряд с утра до вечера с коллегами стоял у операционного стола. Даже забыл о своем дне рождения. Он внедрил сортировку раненых и больных еще до начала оказания врачебной помощи по пяти категориям, позволявшую упорядочить лечение: одним операцию делали прямо в боевых условиях, другим накладывали легкую повязку и эвакуировали. Введение этой системы позволяло сосредоточить врачебные силы на первоочередных делах и спасло тысячи жизней русских солдат и офицеров. Николай Иванович считается в России основоположником военно-полевой хирургии и науки об организации медицинского обеспечения армии.

В конце я хотел бы сказать, что Пирогов был действительно великим врачом. Он разработал революционные методики проведения операций с обезболиванием. Он также был ярким последователем профилактического направления и предупреждения развития заболеваний.

studfiles.net

Сочинение по картине И.Е. Репина «Портрет Н.И. Пирогова»

Картина И.Е. Репина «Портрет Н.И. Пирогова»

     В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин захотел нарисовать его портрет. Николай Пирогов любезно согласился на его предложение, несмотря на плотный график празднований. Портрет Н. И. Пирогова был написан Репиным за пару месяцев до смерти известного хирурга, в мае 1881 года. Благодаря таланту и своеобразию личности портретируемого, автору работалось очень легко и быстро. Для создания и полного завершения портрета понадобилось всего три появления Николая Пирогова.

     На темном фоне картины очень контрастно выделяется седая голова и слегка красноватое лицо хирурга. Торс слегка раскрыт, но руки сжаты на груди. На нем темный костюм и белая рубашка. Лицо спокойное, но в то же время сосредоточенное. Губы сжаты, взгляд слегка прищурен, но от него исходит какое-то тепло. Весь его образ пропитан мудростью и добротой.

     Глядя на картину, видно, не только семидесятилетнего мужчину, а великого врача, основателя военно-полевой хирургии, знаменитого ученого, гуманиста и просто хорошего человека. Автор наделил картину не только цветовой гаммой, но и психологическим смыслом. Хотя цвета на первый взгляд кажутся скудными и неброскими, но глубина их смысла безгранична.

     Илья Ефимович Репин считается мастером портрета и, глядя на портрет Николая Перова с этим нельзя не согласиться. Точность и легкость мазков, реалистичность взгляда и простота притягивают взор и заставляют впасть в некую задумчивость. По одному только портрету можно многое узнать о самом человеке, о его внутренних качествах. Такой талант воплощения дан не каждому, а Илья Репин заслужил его по праву и делился своим умение со все миром.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru