Поручик пирогов


Образ и характеристика Пирогова в повести "Невский проспект" Гоголя: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Пирогов на вечере.Художник Д. Кардовский

Поручик Пирогов является одним из главных персонажей повести "Невский проспект".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пирогова в повести "Невский проспект" Гоголя.

Образ и характеристика Пирогова в повести "Невский проспект" Гоголя

Пирогов - молодой человек, житель Петербурга: "...Таковы главные черты этого сорта молодых людей."

Пирогов - офицер, поручик. Он очень гордится своим чином, который получил недавно:

"...вы, верно, не заметили… я офицер…"  "...поручик Пирогов, дернув шедшего с ним молодого человека..." "Он был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно... втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком..." Пирогов принадлежит к среднему классу общества Петербурга: "Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой‑то средний класс общества. <...> В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда. Оттуда они совершенно вытеснены тем, что называют в этом обществе аристократами..." Пирогов - приятель художника Пискарева. Судя по всему, поручик общается с художником из корыстных побуждений - чтобы тот нарисовал его портрет: "...поощрял художника Пискарева; впрочем, это происходило, может быть, оттого, что ему весьма желалось видеть мужественную физиономию свою на портрете." Поручик Пирогов всегда бывал очень любезен в изъяснениях подобного рода." Поручик Пирогов - самодовольный и самонадеянный человек: "...думал про себя с самодовольною и самонадеянною улыбкою Пирогов, уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться." "«Ты, голубушка, моя!» – говорил с самоуверенностию Пирогов..." Пирогов считает себя очень любезным и обаятельным мужчиной, перед которым не устоит ни одна женщина. Конечно, это не соответствует действительности: "Он не мог понять, чтобы можно было ему противиться, тем более что любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание." Поручик Пирогов считается образованным и воспитанным человеком. Однако на самом деле он - поверхностный, недалекий молодой человек: "...впрочем, они считаются учеными и воспитанными людьми. Они любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове. Они не пропускают ни одной публичной лекции, будь она о бухгалтерии или даже о лесоводстве. В театре, какая бы ни была пьеса, вы всегда найдете одного из них, выключая разве если уже играются какие‑нибудь «Филатки», которыми очень оскорбляется их разборчивый вкус." Офицер Пирогов - это посредственный, бездарный человек. Автор с сарказмом говорит о том, что у поручика есть множество талантов: "Но поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших. Он превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донского» и «Горе от ума» и имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе. Впрочем, оно несколько трудно перечесть все таланты, которыми судьба наградила Пирогова. Он любил поговорить об актрисе и танцовщице, но уже не так резко, как обыкновенно изъясняется об этом предмете молодой прапорщик." Пирогов - грубый, далекий от всего изящного человек. Автор с сарказмом говорит о его любви к изящному: "Пирогов вообще показывал страсть ко всему изящному..." Пирогов говорит женщинам пошлые, глупые комплименты. При этом он уверен, что его слова звучат любезно и мило: "...хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку. Какие миленькие ручки!" Пирогов - хвастливый человек. Он рассказывает своим товарищам об "интрижке" с немкой, хотя на самом деле у него с ней нет никаких отношений: "Между тем Пирогов, куря трубку в кругу своих товарищей... намекал значительно и с приятною улыбкою об интрижке с хорошенькою немкою, с которою, по словам его, он уже совершенно был накоротке и которую он на самом деле едва ли не терял уже надежды преклонить на свою сторону." Пирогов гордится своей стройной фигурой и своей ловкостью: "...раскланявшись, показал всю красоту своего гибкого перетянутого стана.""...во‑вторых, это могло показать его торнюру и ловкость..." Пирогов - "подлец", "свинья", наглый, бесчестный человек. Он пытается соблазнить замужнюю немку, хотя та дает ему отпор: "Поручик Пирогов решился не оставлять своих исканий, несмотря на то что немка оказала явный отпор."  "Грубиян! – закричал он в величайшем негодовании. – Как ты смеешь целовать мою жену? Ты подлец, а не русский офицер. Черт побери, мой друг Гофман, я немец, а не русская свинья!" В конце концов Шиллер, муж блондинки, и его приятели избивают Пирогова за его наглое поведение: "И немцы схватили за руки и ноги Пирогова. Напрасно силился он отбиваться; эти три ремесленника... поступили с ним так грубо и невежливо..." После этого Пирогов чувствует себя незаслуженно оскорбленным. Его не смущает тот факт, что он сам вел себя нагло и бесстыдно с немцем и его женой: "Ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова. Одна мысль об таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство. Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера."

Это был цитатный образ и характеристика Пирогова в повести "Невский проспект" Гоголя, описание личности и характера героя.

www.literaturus.ru

краткий пересказ. «Невский проспект»: герои

Наброски повести «Невский проспект» появились, когда Н. В. Гоголь работал над «Ночью перед Рождеством» в 1831 году. В это время писатель жил в Петербурге и недолго служил в разных государственный ведомствах. Личные впечатления сказались в точности описания петербургского пейзажа и быта.

Ода Невскому проспекту

В начале повести автор дает тонкую точную характеристику главной улицы города. В ее описании уже проглядывает и лирик, и сатирик одновременно. Слагая гимн жизни улицы, а она описывается прямо-таки по часам, иронично и поэтично, писатель рассказывает, кто, когда и в каком настроении прогуливается или пробегает по прекрасному проспекту - главной артерии столицы. Здесь и пахнет гуляньем. Гувернеры и гувернантки выводят своих питомцев на прогулки, чуть позже прогуливаются семейные пары и те счастливцы, чья служба оканчивается в два часа дня. Позже, в три часа, он во всякое время года расцветает, как весной, зелеными мундирами, которые в основном торопятся и пробегают голодные, не рассматривая вывесок и магазинов, а по вечерам, в сумерках, здесь прогуливаются молодые люди в поисках приключений. С этого описания центра столицы начинается краткий пересказ. Невский проспект становится на время действующим лицом в повести, по которому вечерком гуляют два знакомых – Пискарев и Пирогов.

Художник Пискарев

Они оба заметили двух красивых девушек и решили познакомиться. Но поскольку девушки шли в разные стороны, то и молодые люди разошлись, догоняя молодых красавиц. Так происходит завязка действия.

Продолжаем краткий пересказ. Невский проспект повел художника Пискарева за очень красивой, как ему казалось, неземной брюнеткой. Пискарев - по натуре человек очень деликатный и робкий, но Н. В. Гоголь обобщает этот образ. Он дает портрет не конкретного художника, но человека, принадлежащего к определенной социальной группе. Таковы все художники-бедняки Петербурга – они добрые, кроткие, застенчивые, пьют себе чай друг с другом и разговаривают потихоньку, сидя в маленькой комнатенке.

Пока Пискарев идет вслед за девушкой, ему хочется увидеть лишь одно – где она живет. Но она поманила его за собой, и художник попал в дом терпимости. Это ужасная для нежного сердца художника неожиданность, он в ужасе убегает к себе домой. Так продолжается краткий пересказ. Невский проспект с его соблазнами погубит неприспособленного для жизни художника. Дома ему приснится удивительный сон, что девушка пригласила его на бал. А далее он будет мечтать о ней непрерывно, пока не придет к мысли, что ему надо жениться на девушке и вытащить ее таким образом из пропасти, в которую она попала. Но красавице это не требуется. Ей не хочется жить тихой полунищенской жизнью.

Возобновим краткий пересказ. Невский проспект приводит Пискарева домой. Он запирается, и соседи не видят его. Наконец дверь его комнаты взломали, и все увидели, что он покончил с собой. Его тихо похоронили на Охтинском кладбище. Неприспособленный к реальной жизни, он не смог справиться с ней.

Поручик Пирогов

Это совершенно иной социальный тип, показанный Н. В. Гоголем, наглый и беспринципный. Этот ловелас стал преследовать понравившуюся ему блондинку. В этой части "Невский проспект" – повесть о самодовольной и наглой николаевской военщине. Поручик Пирогов попадает в дом немца-жестянщика Шиллера, которому его приятель Гофман собирается отрезать нос. Шиллер подсчитал деньги, которые уходят на табак, и решил, что дешевле жить без носа. Оба приятеля совершенно пьяны, но трезвеют, когда видят у себя чужого человека. Пирогов, чтобы объяснить, как он сюда попал, говорит, что хочет заказать новые шпоры. Но, заглядывая почти каждый день, никак не может застать приглянувшуюся блондинку одну. Наконец он выясняет, когда мужа не бывает дома, и преспокойно приходит поухаживать за хорошенькой женой жестянщика. Он уговаривает ее потанцевать с ним, надеясь, что дальше все пойдет само собой. Но в разгар танцев возвращается муж с приятелями и прерывает это веселье, которое самой хозяйке совсем не нравится. Они выпороли, так стоит в первой редакции повести, поручика, а во второй об этом сказано неопределенно, и выгнали его. Поначалу Пирогов хотел бежать жаловаться хоть генералу, хоть царю, но, поразмыслив, решил выбросить оскорбление из головы. Так продолжается «Невский проспект», повесть Н. В. Гоголя. Поручик совершенно успокаивается, зайдя в кондитерскую и съев слоеные пирожки. Вечером в компании он уже танцевал, и все восхищались им.

Заключение

Такова повесть «Невский проспект». Герои, Пискарев и Пирогов, очень разные, и показаны Н. В. Гоголем чрезвычайно ярко. Если художник вызывает сочувствие, то самоуверенный и совершенно бессовестный поручик – отвращение. Это очень короткая повесть - «Невский проспект» (Гоголь). Содержание состоит в том, какой итог подвел сам автор: все - обман и пустая мечта, сам черт показывает «все не в настоящем виде».

fb.ru

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 году. Незамысловатый сюжет начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Далее происходит знакомство читателя с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.

История с Пискаревым

Изучение повести должно строиться на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается уже с первых строк. Цель молодых людей - поволочиться за гуляющими по проспекту дамами. Художнику-романтику хочется влюбиться, он выбирает брюнетку и идет за ней. Однако, поднявшись и войдя с нею в дом, он вдруг отрезвляется и с ужасом понимает, что это публичный дом, а прекрасная незнакомка – проститутка.

Пискарев не может принять, что девушка небесной красоты оказывается всего лишь падшей женщиной, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша мчится домой, долго приходит в себя, но тут за ним присылают карету. Оказывается, дама просит его приехать. Пискарев попадает на бал. Брюнетка прекрасна и грациозна. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно исчезает. Пискарев долго ее ищет, но найти не может. И тут просыпается... Это было во сне.

С тех пор юноша не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все же находит дом незнакомки и в беседе с нею пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она не понимает его и даже насмехается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его обнаружат в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на анализе тех событий, которые с ними произошли.

История с Пироговым

Ведь и с Пироговым тоже произошла ситуация. Когда в тот злополучный вечер решил он приударить за блондинкой, то волей случая попал в дом одного немца, который в пьяном состоянии требовал отрезать себе нос. Сделать это должен был сапожник. Пирогов вмешивается и получает нагоняй. Он уходит, но назавтра возвращается, так как ему захотелось продолжить знакомство с блондинкой, которая оказалась женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что сердитый муж и его друг сотворяют над ним такое зло, что автор об этом умалчивает. Взбешенный поручик обещает сослать немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить прежней жизнью.

Жизненные цели

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает занять место под солнцем любым способом, поэтому не терзает себя мыслями о нравственности или любви. Вместо того чтобы размышлять, он живет в свое удовольствие. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Он интересуется модой и всем тем, что связано со светом. Единственное желание: быть вхожим в светское общество. Поверхностно он может судить о литературе и искусстве, но не потому, что это ему нравится или в этом разбирается, а потому, что говорить о высоком – признак хорошего тона. В принципе, жизненную цель имеют оба: Пирогов и Пискарев. Характеристика позиции Пирогова следующая.

Чин

Заветным желанием Пирогова является чин. Это для него пропуск в светлую и привольную жизнь. И уж очень Пирогов гордится собственным чином. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего порядочного. Он ведет себя нагло и презрительно с людьми, от кого не зависит, и раболепствует перед теми, кто выше него по званию. Высекание Пирогова, а точнее, его реакция на это действие – испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, значит, никакого человеческого достоинства в нем не было. Иная писательская характеристика Пискарева. Пирогова состояние, его духовное оскудение показано в повести.

Художник полутонов, Гоголь противопоставляет героев и по освещению. Пирогов – герой дневной, Пискарев – вечерний. Дневной, то есть обыденный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискаревых мало. Это человек, который знает, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, по поведению в различных ситуациях.

fb.ru

Билет № 16 В. 1

Билет № 16 , В.1

Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация2 Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект — это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель — это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”. Иллюзорность4, обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Пискарёв — молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя5 подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.

Поручик Пирогов

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова — это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников — жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца — дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер — воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

studfiles.net

Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект» - GetSoch.net

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»!!! =>>>

Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.

Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,

Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.

Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,

В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя-1 сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.

В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов – грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».

Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути. «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

Сочинение опубликовано: 25.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»

www.getsoch.net

«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Коляска» и «Рим». Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек», который отчаянно борется за право на достойную жизнь.

«Невский проспект» состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы. Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения. Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.

Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей коммуникацией Петербурга». Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.

Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.

Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны. Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия. Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.

Совсем другой художник Пискарев. Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя», – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.

Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.

Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за «небесным обликом» которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум. Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко», – сокрушается Гоголь.

Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы. Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью. Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.

Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы».

Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.

В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.

  • «Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Невский проспект»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

goldlit.ru

Рассказ о Пискареве в повести «Невский проспект». Темы сочинений

«Невский проспект». Повесть открывается описанием главной улицы Петербурга. Его образ становится символом современного мира. По Невскому проспекту движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбард, усов, дамских рукавов, мелькают ножки в воздушных башмачках, но нет лиц. Из «выставки всех лучших произведений человека» исчез сам человек! На фоне лихорадочной суеты бездуховного мира завязываются нити приключений двух героев — художника Пискарева и поручика Пирогова. Повесть оказывается «стяжением» двух историй, контрастных и в то же время объединенных общей идеей.

В рассказе о Пискареве с особой яркостью раскрывается романтическое понимание Гоголем прекрасного. Писатель разделял столь свойственный романтикам культ женщины. В женской красоте, по Гоголю, выступает высшая одухотворенность мира, его «поэзия и мысль». Любовь к женщине должна быть рыцарственным поклонением, чуждым «низких желаний». Выражая прекрасную духовность, женская красота несовместима с пошлостью. Потрясающая парадоксальность ситуации «Невского проспекта» в том, что в современном городе герой сталкивается с развращенной красотой. Незнакомка с Невского проспекта не только изумительно прекрасна. В ней чудится неземное. Это красота мадонны, «Перуджиновой Бианки». «Все, что остается от воспоминаний о детстве, что дает мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде,— все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось в ее гармонических устах». Возникает образ невинности, женственности, который становится особенно пленительным и трогательным в сновидениях героя. Но тем более страшен пронизывающий историю Пискарева диссонанс: «божественная» женщина оказывается проституткой. За фасадным великолепием столицы скрывается ее отвратительное дно — публичные дома, где «основал свое жилище жалкий разврат, порожденный мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы... где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь» (III, 21). С позиций романтических ценностей в повести страстно отрицается буржуазный мир, в котором продается и растлевается воплощение прекрасного — женщина. Жертвой этого мира становится и художник Пискарев, один из редких у Гоголя безусловно положительных героев.

В начале повести Пискарев обрисован скорее как «маленький человек», принадлежащий к типу «петербургских художников», застенчивых и робких. Затем в его образе все отчетливее выступают черты романтического энтузиаста и мечтателя, вырисовывается гуманистическое содержание его идеального мира. Это представление о любви и доверии, как основе человеческих отношений, обожание прекрасного и служение ему, рыцарская защита слабого и женственного. Трепетное, непорочное чувство Писка-рева противопоставлено «наглой самоуверенности» петербургских пошляков. Рисуя Пискарева, Гоголь впервые в русской литературе начинает тему сострадательной любви и страстного участия в чужой судьбе, которая впоследствии будет так важна для Достоевского. Конфликт повести осложняется тем, что Пискарев пытается своей жертвенной любовью победить пошлость и зло: «...Неужели равнодушно допустить ее гибель? Я должен на ней жениться...» (III, 31). В раздумьях Пискарева возникает мотив «бескорыстного» и «великого подвига» спасения Красоты. Подняв на поэтическую высоту своего героя, Гоголь приходит к трагическим выводам. Великая любовь оказалась бессильной «оживить» красавицу, которая одухотворена лишь в снах героя. Ее красота — только оболочка, прикрывающая нравственное безобразие. «Невский проспект», пожалуй, самое безотрадное произведение Гоголя. Разрыв мечты и действительности достигает здесь кульминации. Потерпев крушение своих надежд, Пискарев не может больше жить и кончает самоубийством.

Трагический смысл повести усиливается второй историей, решенной как будто бы в комедийном плане. Поручик Пирогов также следует за понравившейся ему блондинкой, будучи уверен в успехе, и также обманывается и терпит неудачу. Но его незнакомка оказывается не гризеткой, а добропорядочной и глупенькой женой ремесленника Шиллера. Пирогов же за свои бесцеремонные ухаживания подвергается «ужасному оскорблению» — «секуции» — со стороны разгневанного супруга и его друзей. Разъяренный поручик намеревается обратиться чуть ли не к «самому государю». Но, покушав слоеных пирожков и почитав «Северную пчелу» в кондитерской, успокаивается и отправляется на вечер к приятелю, где лихо отплясывает мазурку. Белинский восхищался широчайшим «типизмом» Пирогова. В образе предприимчивого поручика воплощена сама пошлость, эгоистическая, самовлюбленная и вместе с тем легко примиряющаяся с теми «неприятностями», которые выпадают на ее долю. Объединяющая обе истории авторская мысль обнажает вопиющую нелепость жизни и приводит к трагическому итогу.

www.rlspace.com


Смотрите также